Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Ямайские корни современной попсы

“Почему все больше музыковедов приходят к идее, что на современную поп-музыку Ямайка с ее стилем даб повлияла сильнее, чем легендарные “Битлз”? Кого музыкальная общественность сегодня ценит больше: продюсера или певца?” Так звучал анонс авторской лекции, на которую мне кинула ссылку моя подруга буквально за три часа до ее начала. Недолго думая я приняла приглашение. Почему бы и нет? Развиваться никогда не поздно.

Из биографии гостя я узнала, что он — диджей из Петрозаводска Иван Афанасьев — занимается электронной музыкой, с недавних времен интересной для меня. Позвав друзей, я выдвинулась в Центр современного искусства в Чебоксарах.
Всего на необычную лекцию собралось 30-35 человек. Пришли, сели поближе к Ивану. В помещении уютненько, без шума и гама. Из центра комнаты на зрителей смотрели две довольно большие колонки. Чтобы ярче было видно изображение проектора, свет погасили.
Лекция началась с фильма о далекой Ямайке и ее звукозаписывающих студиях 70-х годов. Поразила история одного крутого продюсера. Утром он встречал у двери офиса километровую очередь из гитаристов, барабанщиков и певцов. Выходил к ним и спрашивал: “Кто на барабанах?”, “Кто на вокал и со своими песнями?” Так набирал состав участников временной группы, с которой записывал песню всего за четыре дубля. Первые три — чтобы участники привыкли друг к другу, последний обычно получался лучшим и сразу шел на виниловую пластинку, а группа тут же распускалась. В неделю таким образом выпускалось от 80 до 800 песен!
После тяжелого трудового дня продюсер закрывался в звукозаписывающей студии, миксовал песни, записанные утром, добавлял аранжировки. После выпускал их на стороне “B” виниловой пластинки, а на стороне “А” располагался микс из записанных утром групп, причем каждую песню исполнял новый коллектив.
Что интересно, если кто из таких временных групп копировал на концерте или в другой студии свою же песню или гитарную партию, это считалось плагиатом, а если партию бас-гитары, то нет. Эту и другие тонкости продюсеры активно использовали, чтобы заработать. Вся лекция сопровождалась музыкальными примерами.
Даже если музыканты предъявляли жалобы типа: “Это моя гитарная партия! Плагиат!” — продюсер мог ответить: “Я миксовал, обрабатывал, значит, это мое творчество, о плагиате не может быть и речи!” — и зарабатывать на этом миллионы долларов.
И этот порядок изрядно по­влиял на большинство современных музыкантов. Взять знаменитую американскую певицу Бейонсе. Сидят дяденьки, сочиняют музыку в студии: текст тоже кем-то уже написан.
Задача звезды — прийти и спеть. Все. Далее на голос накладывают различные эффекты, соединяют с музыкой, и вуаля — попса готова. Эта же система перешла даже в Россию и  продолжает работать для большинства поп-групп.
Проблема в том, что с одними и теми же продюсерами работают несколько непохожих друг на друга певцов, певиц и групп. А вслед­ствие такого конвейера они начинают звучать почти одинаково! Одинаковые звуковые приемы, аранжировки, даже музыканты в студии работают зачастую одни и те же — так индивидуальность и талант растворяются в деньгах.
 

Мария СМИРНОВА