XXI Всероссийский профессиональный конкурс

“Солнечный” катамаран

Представители СМИ первыми отправились кататься на уникальном катамаране. Фото автора“Солнечный” катамаран

Представители СМИ первыми отправились кататься на уникальном катамаране. Фото автора

Молодежь, исследующая воду, признается: она везде грязная.“Солнечный” катамаран

Молодежь, исследующая воду, признается: она везде грязная.

Капитан Евгений Казанов за штурвалом.“Солнечный” катамаран

Капитан Евгений Казанов за штурвалом.

Солнечные панели “Хевел”.“Солнечный” катамаран

Солнечные панели “Хевел”.


Все лето по волнам и ни капли топлива! 22 июля в Чебоксары прибыл уникальный катамаран на солнечных батареях. Такого типа судно — единственное в России.
Катамаран передвигается по водным артериям в рамках экспедиции “Эковолна”, его путь лежит от Балтийского до Каспийского моря по рекам: Нева, Ока, Волга, а это около 5000 километров с остановками в 20 регионах России.

По идее Петра I
Такой маршрут выбран не просто так, он символичен: 315 лет назад, в 1703 году, указом Петра I началось строительство Вышневолоцкой водной системы — основной судоходной речной артерии, связавшей бассейны Волги и Балтийского моря. Император верил, что ее создание расширит военно-транспортные и торговые возможности России.
Организаторы экспедиции решили, что она должна соединить в себе идеи великого российского государя, стремление к развитию высоких технологий и бережное отношение к водным ресурсам.

Все началось с “Солнечной регаты”
Продолжительность путешествия — 90 дней, а стартовало судно 19 мая в Санкт-Петербурге, финиш 1 августа в Астрахани.
Это не просто путешествие, кроме тестирования катамарана и изучения возможности повышения эффективности использования солнечной энергии для будущих судов на нем ведутся научно-исследовательские работы, например, берутся пробы воды, исследуется климат.
В некоторых местах остановок (14 городов) запланированы научно-технические фестивали “Эковолна” для школьников и студентов. У нас фестиваль прошел 23 июля, в его рамках желающие могли прокатиться на этом удивительном судне.
Начинался проект в 2014 году с инженерных соревнований “Солнечная регата” — гонок небольших одноместных судов на солнечных батареях, ресурса которых хватало на два-три, максимум пять часов. Тогда было десять российских команд, сейчас уже более 40, в том числе одна в Чебоксарах. Чемпионские команды сначала вместе разработали концепцию, а затем проект катамарана.
Беречь пресную воду
Вместимость судна — 12 человек, а рассчитано оно на восьмерых (четыре каюты по два человека). Команда состоит из восьми человек, это не только взрослые, но и студенты. Здесь  находятся представители трех ведущих российских вузов: МГИМО, МГУ и питер­ского политеха. Состав периодически меняется: одни сходят на берег, другие занимают их место.  
Неизменным остаются капитан катамарана Евгений Казанов, он же руководитель экспедиции, а также питомец и талисман команды корабельная крыса Дельта.
“Наша основная цель: показать, как можно беречь самый ценный ресурс — пресную воду, — объясняет Евгений, — ведь, загрязняя воду, к примеру, двигателями внутреннего сгорания, мы загрязняем себя! Посмотрите, вода в портах черная! Во многих странах отказались от двигателей внутреннего сгорания и перешли на электродвигатели. Кстати, у нашего двигателя эффективность выше, чем у бензинового.
За электрическими двигателями будущее. Получать энергию из нефти все равно что топить печь ассигнациями. Одна из задач также привить новому поколению желание беречь природу, чтобы молодежь сохраняла такой подход к природным ресурсам, поэтому и работаем со школьниками, студентами”.

Солнце в каждом городе
Судно строилось в Санкт-Петербурге около 9 месяцев, кроме четырех кают здесь есть кухня, туалет (он же и душевая). Почти все, в том числе и энергетическая установка, российского производства.
Общая площадь вмонтированных в плоскую крышу катамарана панелей — 57 кв. м. Панели, кстати, произведены новочебоксарской компанией “Хевел”. А под сиденьем скамьи, расположенной на палубе, спрятаны литий-ионные аккумуляторы емкостью 70 кВт, произведенные компанией “Лиотех” в Новосибирске; электроника изготовлена в Москве (“Микроарт”).
Аккумуляторы помогают сделать основательный запас солнечной энергии, и даже если бы солнце полностью исчезло (как, например, при движении ночью), катамаран смог бы двигаться со своей средней скоростью 24 часа. Его самая эффективная (рабочая) скорость — 10 км/ч, при этом расходуется 3 кВт энергии, а максимальную он может развивать до 15 км/ч, но тогда потребление энергии увеличится до 10 кВт.
Аккумуляторы заряжаются с восхода солнца до его заката, и даже когда пасмурно, солнечные панели производят 30 кВт энергии, а в солнечную погоду на 50% больше — 60-70, но, по словам капитана, хватает и 30.
“Многие недоверчиво относятся к нашему проекту, говорят: у нас же нет солнца! Дождливо, пасмурно, облака... А мы показываем: смотрите, облака! А у нас вырабатывается 3 кВт энергии! Солнце есть в каждом городе, и его много! Мы, кстати, производим больше энергии, чем нужно, и параметры оказались лучше, чем ожидалось”, — делится капитан судна.

Ни капли топлива
Евгений признался, что уже во время путешествия для многих этот проект показался заманчивым: “С яхт по рации часто спрашивают, что это такое? Узнав, интересуются, можно ли купить. Их можно понять: у них на 1 километр расходуется 1 литр топлива. А мы уже прошли 3000 километров и не потратили ни капли!”
Пожалуй, единственный минус этого катамарана — его высокая стоимость, сейчас его себестоимость около 200000 евро (почти 14 млн рублей!). Но такая цена потому, что это пилотный проект, в будущем разработчики катамарана уверены, что ее можно будет снизить.
На 11,6-метровом катамаране организаторы проекта не собираются останавливаться, в планах строительство 20-метрового судна для перевозки пассажиров.
 

Регина МАКСИМОВА
  • Представители СМИ первыми отправились кататься на уникальном катамаране. Фото автора
  • Молодежь, исследующая воду, признается: она везде грязная.
  • Капитан Евгений Казанов за штурвалом.
  • Солнечные панели “Хевел”.
Фотогалерея Катамаран на солнечных батареях