С возвращением, индексация!
Уже в понедельник, 1 июля, в России вступят в силу новые законы, которые призваны сделать нашу жизнь комфортнее и, главное, безопаснее. Банки будут обязаны реагировать на жалобы клиентов, а также начнут проверять операции на предмет мошеннических действий, для льготников отменят комиссии при оплате ЖКУ, Социальный фонд начнет информировать граждан о состоянии пенсионных накоплений. Об этих и других важных нововведениях в нашем ежемесячном обзоре.
Но начнем, пожалуй, с самой важной темы. Госдума в среду, 26 июня, приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении закон об индексации с 1 февраля 2025 года пенсий работающим пенсионерам. Такая процедура не проводилась с 2016-го.
“Решение затронет 7,87 миллиона человек. Это позволит вернуть в экономику опытные кадры, повысит производительность труда. Несмотря на введенные против России более 21 тысячи санкций, Президент страны принял это важное решение”, — отметил спикер Госдумы Вячеслав ВОЛОДИН.
Член комитета ГД по труду и социальной политике Андрей ИСАЕВ пояснил, что в следующем году индексацию проведут дважды: с 1 февраля — по уровню инфляции, с 1 апреля в связи с ростом доходов Пенсионного фонда будет проиндексирована страховая часть пенсии, а для работающих пенсионеров будет еще и третье повышение — с 1 августа. При этом индексация будет осуществляться от максимального размера пенсии.
“По нашей предварительной оценке, предварительной, потому что мы до конца еще не знаем, каким будет уровень инфляции, потребуется 96,5 млрд рублей в 2025 году, 177 миллиардов в 2026-м и уже 260 миллиардов в 2027-м”, — подчеркнул Андрей ИСАЕВ.
Закон предусматривает, что решение по индексации пенсии будет приниматься автоматически.
Среагируют молниеносно
Сейчас нет единого стандарта, регламентирующего порядок работы банков с обращениями клиентов. В сложных случаях рассмотрение жалобы может занимать до 60 дней, и это мешает эффективному решению конфликтных ситуаций.
Новый закон устанавливает срок, в течение которого банк должен ответить на обращение клиента. Он составит 15 рабочих дней, с возможностью продления еще на 10 в сложных случаях. Финансовые организации должны будут принимать жалобы в офисах, а также по обычной и электронной почте.
Кроме того, отправить обращение можно будет и в Центробанк. Регулятор перенаправит жалобу в нужную финансовую организацию. Если же сроки ответа не будут соблюдены, решением проблемы займется ЦБ.
“Организация должна обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения потребителя с предоставлением ему обоснованного ответа (со ссылкой на соответствующие требования законодательства РФ и договоров, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого вопроса)”, — следует из пояснительной записки к законопроекту.
Сдержат ставку
Законопроект, ограничивающий рост ставки по ипотеке при отказе заемщика от страхования, принят во втором и третьем чтении. Теперь банк сможет поднять ставку только до уровня, действовавшего на момент заключения договора для аналогичных кредитов. Новые нормы будут применяться для кредитных договоров, заключенных после 1 июля.
Страхование залогового объекта при ипотеке обязательно согласно закону, а все остальные виды страховых полисов добровольны. Заемщик вправе отказаться от дополнительных услуг при оформлении кредита, однако для банков это увеличивает риски невыплаты кредита. Например, если заемщик тяжело заболеет и не сможет работать, закрыть кредит при отсутствии страховки будет сложно.
Закон также меняет очередность погашения просроченной задолженности по потребительским кредитам. Сейчас банки сначала списывают штрафы и пени и только затем основную часть долга.
После вступления в силу нового закона кредитор будет обязан списать сперва задолженность по процентам, затем по основному долгу и только в последнюю очередь неустойки и иные платежи. Новая мера позволит сокращать основной долг даже в сложной ситуации, когда средств заемщика не хватает на внесение всего платежа по кредиту.
Сколько накопил?
С 1 июля Социальный фонд России раз в три года будет информировать о суммах средств пенсионных накоплений, формируемых в НПФ и учитываемых на пенсионных счетах накопительной пенсии. Сообщения направят через портал “Госуслуги”. Мужчины будут получать данные после достижения ими 45 лет, женщины — после 40 лет.
Также теперь можно будет без обращения в СФР понять, как выплатят пенсионные накопления — сразу всей суммой или ежемесячной пенсией. Вариант выплаты начнут определять по прожиточному минимуму пенсионера. Если накопительная пенсия составит меньше 10% от него, все средства выплатят одной суммой, в случае если 10% ПМ или более — будет назначена ежемесячная выплата.
Никаких комиссий
С 1 июля льготные категории граждан не будут платить комиссию при оплате ЖКУ. Банкам запрещается взимать деньги за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также пеней при несвоевременной или неполной оплате.
В перечень вошли:
• пенсионеры;
• многодетные родители;
• инвалиды;
• ветераны боевых действий;
• члены семей погибших или умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Напомним, важность таких изменений глава государства подчеркнул в ходе прямой линии в декабре 2023 года. Ожидается, что отмена комиссий поможет снизить финансовую нагрузку социально незащищенных категорий населения.
Настойчиво предупредят
Принят закон, который поможет защитить граждан от финансовых мошенников. С 25 июля банки будут тщательно проверять и приостанавливать подозрительные транзакции между физическими лицами, а также возвращать деньги, отправленные на счета злоумышленников.
Мошенники постоянно изобретают новые способы обмана, вынуждая переводить деньги им на счета, оформлять кредиты. Граждане переводят деньги добровольно, и банки не могут отменить такие операции, ведь совершены они были по поручению клиента.
Теперь механизм будет работать так:
1. Банк плательщика проверяет операцию на признаки мошенничества и при их обнаружении приостанавливает транзакцию на два дня.
2. Клиент получает уведомление о сомнительности операции и решает, действительно ли он хочет перевести деньги. При отказе банк отменяет транзакцию.
3. Банк-получатель также проверяет перевод на признаки мошенничества и при их обнаружении уведомляет банк-отправитель.
4. Если банк обнаружил признаки осуществления перевода средств без добровольного согласия клиента, но все равно выполнил операцию, он обязан будет возместить эту сумму в течение 30 дней после получения заявления.
В ближайшее время Банк России сформирует список индикаторов, указывающих на то, что человек переводит деньги под влиянием мошенников. Банки должны будут выполнять сверку с базой данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России.
“Если деньги от клиента кредитной организации переводятся на счет злоумышленника, который находится в базе данных ЦБ, то кредитная организация не должна переводить эти средства, а если она все же переведет на счет злоумышленника деньги, то обязана вернуть деньги клиенту, с чьего счета соответствующие средства были списаны”, — прокомментировал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий АКСАКОВ.
Новые правила начнут действовать через год после официального опубликования закона. Это время требуется банкам для подготовки автоматизированных систем, с помощью которых будут выполняться проверки переводов между физлицами.