Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

С чего начинается Родина

Фото из архивов школ С чего начинается Родина

Фото из архивов школ

Альбина ЭНДЮСЬКИНА.С чего начинается Родина

Альбина ЭНДЮСЬКИНА.

Александр Николаев.С чего начинается Родина

Александр Николаев.

Константин Мартемьянов.С чего начинается Родина

Константин Мартемьянов.

Алексей МОСЮК.С чего начинается Родина

Алексей МОСЮК.

Людмила КАЛАШНИКОВА.С чего начинается Родина

Людмила КАЛАШНИКОВА.

Михаил СОРОКИН.С чего начинается Родина

Михаил СОРОКИН.


0

Провожая нынешней осенью добровольцев на специальную военную операцию, я спрашивал их, какие новочебоксарские школы они оканчивали. Некоторые учебные заведения звучали в ответах чаще других. Значит, в этих школах сумели привить в душах подрастающего поколения единство таких слов, как дом, мама, Родина, Отечество. А как вообще происходит этот сложный процесс, который называется патриотическим воспитанием? 

Для обсуждения темы мы пригласили в редакцию газеты “Грани” военруков Новочебоксарского кадетского лицея и школы № 5 Александра НИКОЛАЕВА и Михаила СОРОКИНА, лауреата республиканского конкурса “Учитель года-2019”, заместителя директора школы № 17 Константина МАРТЕМЬЯНОВА, директора школы № 14 Людмилу КАЛАШНИКОВУ и ее советника по воспитанию Алексея МОСЮКА, директора городского Центра мониторинга образования Альбину ЭНДЮСЬКИНУ.


Книга памяти

Журналист: Уважаемые участники, с чего, по-вашему, вообще начинается патриотизм? С какого возраста или, может, явления?

А. Эндюськина: Я размышляла над этим. Наверное, не со школы и даже не с детского сада, а с семьи. Именно в ней малыш получает представление о жизненных ценностях, а любовь к Родине — одна из базовых, важнейших составляющих. Наш муниципальный проект “Книга памяти” как раз об этом. Реализуется он с 2019 года.

В чем его суть? Сначала педагог рассказывает о том, что была война и в ней участвовало огромное количество людей, в том числе ваши прабабушки и прадедушки. Затем ребенок идет в семью и вместе со своими родителями залезает в семейные фотоальбомы, открывает ресурсы “Подвиг народа” и “Память народа”, собирает информацию о своем прадедушке, прабабушке и из всего найденного материала формирует страничку, посвященную своему предку. Уже из таких работ формировались книги памяти класса, школы.

Первые два года мы собирали информацию об участниках Великой Отечественной войны, затем в год, посвященный строителям Сурского и Казанского оборонительных рубежей, собирали информацию об их строителях. В Год выдающихся земляков книги пополнились историями о земляках.

Сначала мы думали, что проект только для школ, но в нем захотели участвовать и детские сады. Представьте реакцию дошкольника, который вдруг узнает, что он — потомок настоящих героев, которыми можно и нужно гордиться. В семьях ведь хранятся не только фотографии, но и вещи, письма с фронта. На мой взгляд, так и нужно воспитывать патриотизм в детях.


Государственные символы

Журналист: А какова тогда роль школы в этом процессе? В этом году каждая неделя в учебных заведениях начинается с подъема флага, исполнения гимна. За два месяца это как-то изменило ребят?

А. Николаев: Кадетам утренние построения привычны, и торжественность церемонии подъема флага была всегда. Единственное, в каждом кадетском взводе идет настоящее соревнование за то, чтобы удостоиться чести поднимать флаг. Это право нужно еще заслужить.

А. Эндюськина: Видела в Марпосадском районе, что на территории частных домов стали появляться флагштоки с российским триколором. К этому же не принудишь, это один из ярких символов патриотизма.

А. Николаев: Бывает, проезжаю мимо там, где дачи отцов моих кадет. Практически у каждого на участке развевается российский флаг.


Душевно и искренне

К. Мартемьянов: В этом году сопровождал нашу участ­ницу финала всероссийского конкурса “Учитель года” Екатерину Ананьеву в Тюмень. Финалисты все вместе записали песню “С чего начинается Родина”. Предложила это сделать участница из Луганской области, и все остальные ее поддержали. Получилось, по-моему, очень душевно. Исполнили искренне, и это видно.

Увидеть этот ролик можно по ссылке https://vk.com/wall-57758086_5452. 

А. Мосюк: С этого года в образовательных учреждениях работают советники по воспитанию, и одна из их главных задач — воспитание патриотизма. Происходить оно должно ненавязчиво и неформально. Те же “Разговоры о важном”, которые проходят по понедельникам первым уроком. Когда учителя не просто следуют предложенной текстовке, а говорят о тех же вещах через призму пережитого ими самими, то эта искренность сразу чувствуется ребятами, и впечатление оказывается совсем другим.

И должно быть понимание детьми, что и зачем происходит. Именно с этой целью в самом начале мы не просто исполняли гимн и поднимали флаг, а сначала рассказывали про историю их появления. Для учеников начальных классов это было настоящим открытием, они вдруг поняли, что за триколором следует целая история и несколько поколений людей.

Л. Калашников: В этом и заключается искусство учителя, чтобы не просто донести информацию, а заставить задуматься. Я была на одном из таких уроков, где учитель через образ отца в литературе привела девятиклассников к выводу: если ваш отец является примером, то вы можете продолжить его дело. Если же вам не повезло, то вы можете стать первым в этой цепочке поколений как положительный пример для своих детей. Ребята ушли с урока, задумавшись.


Критически важно

А. Эндюськина: Сейчас в проекте “Школа Минпросвещения России” обозначены четыре ключевых направления: спортивные клубы, школьные музеи и школьные театры, а также медиасфера. Дело в том, что патриотическое воспитание — это не производственный процесс, где в точно назначенное время с конвейера сходит готовый патриот. Все гораздо тоньше, сложнее, разнообразнее.

А. Николаев: По мнению военруков, очень важны практические дела, а не развлекательные флешмобы. Это не только военно-патриотические игры “Зарница” и “Орленок”, но и уборка территории школы или дежурство по столовой. Они более полезны, чем проведение онлайн-мероприятий, где требуется прислать фото. С настоящих ежедневных дел для школы, микрорайона начинается любовь к семье, дому, малой родине. 

М. Сорокин: В общении с ребятами вообще не следует употреблять выражение “патриотическое воспитание”. Как начальник штаба Юнармии в Новочебоксарске (местного отделения) добавлю, что нужно меньше слов о патриотическом воспитании, а больше дел, когда руками, ногами и головами происходит участие в общем деле. Для того чтобы быть юнармейцем, необязательно состоять в кадетах. Есть целые классы, которые занимаются поисковой работой, участвуют в спортивных мероприятиях, занимаются десятками других полезных дел. Юнармейцем может быть любой человек от 8 до 80 лет. 


Сдуть пыль с экспонатов

Журналист: Одним из реальных дел сегодня в школах является создание школьного музея. 

К. Мартемьянов: В 17-й музей официально открылся в 2015 году. До того экспонаты хранились у учителей истории, у выпускников и учеников школы. Самая большая экспозиция посвящена Великой Отечественной войне. Современная история вроде участия воинов-интернационалистов в войне в Афганистане подается через судьбы ребят-выпускников 17-й. Часто уроки по разным предметам проходят в школьном музее. С большим интересом приходят на экскурсии также и воспитанники детских садов. Более того, экскурсоводами являются нынешние ученики школы. Это заслуга педагога Наталии Гавриловны Степановой и руководства учебного заведения. Фактически 17-я начинается со школьного музея.

А. Эндюськина: В канун 9 Мая хорошо сработала идея дней открытых дверей школьных музеев, предложенная главным редактором газеты “Грани” Наталией Колывановой. Тогда музеи посетили огромное количество людей. Многие увидели экспонаты впервые.

Сейчас школьные музеи в стадии получения всероссийских сертификатов. Их пока получили школы № 2, 9, 12. 

Журналист: В ходе капремонтов музеи не пострадают?

М. Сорокин: Мы свой законсервировали, все сложили и убрали до лучших времен. После капремонта вернем все на место. Возможно, что-то модернизируем. Создавался он еще силами Николая Александровича ШАДРИНА, нашего легендарного военрука.

Л. Калашникова: У нас, в 14-й музей “Старинушка”, здесь мы проводим уроки чувашского языка и внеурочные занятия. Это уже другой аспект: дети узнают о традициях своего народа, как жили наши предки. Так происходит связь поколений. И проводят эти экскурсии сами дети.

Недавно открыли мемориальную доску памяти директора, педагога-новатора Владислава Гавриловича Надеждина. Инициатива принадлежала нашим ветеранам педагогического труда. Это тоже память, воспитание юного поколения примером старших.


Секрет успешного воспитания

Журналист: Если все школы и семьи разные, то и в воспитании нельзя ничего гарантировать? Но ведь есть у нас люди, любящие своих родителей, готовых, если нужно, встать с оружием в руках на защиту Отечества. И таких немало. В чем секрет? 

К. Мартемьянов: Во время заключительного этапа республиканского конкурса “Учитель года” и общей дискуссии пяти финалистам был задан вопрос о роли семьи и школы в жизни ребенка. Екатерина Владимировна сказала следующее: “Если я как педагог возьму ребенка за одну руку, а вы как родители за другую, то ребенок уже не сможет повернуть назад”. Иначе говоря, при взаимодействии семьи и школы результат в общем-то гарантирован. В ином случае нет. 


От редакции

Итак, важно, чтобы ребенка вели за обе руки. Сегодня мы выслушали мнение педагогов. А что думают по поводу воспитания детей в правильном ключе родители, то есть сами папы и мамы? Ждем ваших откликов на sergeev@grani21.ru и по тел. 73-14-55.




  • Фото из архивов школ
  • Альбина ЭНДЮСЬКИНА.
  • Александр Николаев.
  • Константин Мартемьянов.
  • Алексей МОСЮК.
  • Людмила КАЛАШНИКОВА.
  • Михаил СОРОКИН.