XXI Всероссийский профессиональный конкурс

Противник чистого жанра

Фото автора.Противник чистого жанра театр красотин режиссер

Фото автора.


За прошедший театральный сезон спектакль Русского драматического театра “Человек рассеянный” был отмечен дважды. Сначала жюри Международного фестиваля русских театров России и стран зарубежья “Мост дружбы”, прошедшего в Йошкар-Оле в ноябре 2010 года, признало его лучшей постановкой, затем — уже вполне ожидаемо — в республиканском конкурсе “Узорчатый занавес”, ежегодно в марте подводящем итоги уходящего театрального года, он стал победителем в номинации “Лучший спектакль”.
Сегодня режиссер-постановщик спектакля народный артист Чуваш­ской Республики Владимир КРАСОТИН — гость рубрики “Гостиная ДМ”.

— Стихи о рассеянном человеке с улицы Бассейной, воспетом Самуилом Маршаком, хорошо известны каждому ребенку. Почему выбор пал именно на это произведение?
— Пьеса екатеринбургского драматурга Натальи Скороход мне попалась на глаза, можно сказать, случайно. И очень понравилась. Все эти “я видел озеро в огне”, “вместо валенок перчатки”, “кто стучится в дверь ко мне”, “дама сдавала в багаж” прочно сидят в сознании моего поколения чуть ли не с детского сада. Тем мощнее их дей­ствие с обратной, взрослой стороны. Мне очень хотелось, чтобы и сегодняшние молодые люди услышали ритм времени через совершенный ритм стихов классика. Приступая к работе, я не знал, как и что буду делать, но потом “включилась” фантазия.
— Проблема выбора пьес для постановки спектаклей суще­ствует?
— Конечно, это вообще самое сложное, особенно сейчас. Если найти хороший материал, то 50 процентов, можно сказать, в кармане. Остальные 50 зависят только от профессионализма постановщика.
Современных пьес сегодня практически нет, а если даже есть, драматург требует большие деньги за право постановки. Наблюдается и другая тенденция: авторы сами ставят свои пьесы. Кстати, “Человек рассеянный” — редкое исключение: пьеса современная да к тому же нормальная, и с автором легко договорились.
Почему все театры в основном классику ставят? Во-первых, ни у кого не надо спрашивать разрешения, во-вторых, автор точно не приедет и не поставит сам свое произведение.
— Какой жанр предпочитаете?
— Я вообще не люблю чистый жанр. Идеальный для меня — комедия с элементами мелодрамы. И даже если это трагедия, в ней должны присутствовать комедийные моменты. В чистом виде любой жанр воспринимается всегда достаточно плоско. Спектакль “Прогулка в Лю-Бле” — пример мелодраматической основы с элементами комедии, даже драмы. Когда все вместе, тогда интересно.
— В 1990 году вы поставили свой первый спектакль в Русском драмтеатре и больше не выходили на сцену. Актер в режиссере умер?
— Обязан умереть. Есть, кстати, режиссеры, которые и ставят, и играют. Это плохой опыт. Исключения бывают, единицы. А обычно в результате и роль свою человек играет не так, как надо, потому что следит и за всеми остальными актерами, и ставит не до конца, по­скольку занят тем, что будет играть. Надо чем-то одним заниматься.
— У вас огромный постановочный опыт. А кумиры среди режиссеров есть?
— Конечно. Потрясающие Питер Штайн и Джорджо Стреллер. Из наших Марк Захаров.
— Режиссерские задумки технического плана всегда можно реализовать в театре?
— Всегда, потому что я знаю, что мы можем сделать, а что нет. Как обычно происходит? Читаешь пьесу и сначала представляешь идеальный вариант воплощения, потом соображаешь, кто что может делать, и планку опускаешь пониже, затем оцениваешь техниче­ские возможности театра — еще ниже. Результат получается такой, какой получается.
— Грустно.
— А что делать? В нашем театре сцена далека от совершенства, ведь прежде в здании находилась филармония, а у нее другие задачи. Невозможно ничего поднять наверх, опустить... Правда, сделали для “Стеклянного зверинца” накладной круг, может, используем и в других спектаклях. У нас все делается вручную.
Существует огромное количество технических возможностей, которые мы не можем использовать. Я уже не говорю про свет. Для нас пока “идеальный” вариант — “игра на трех стульях”. С одной стороны, это плохо, с другой — хорошо, потому что когда много технических возможностей, начинают забывать про актеров.

  • Фото автора.