Ориентир – на лидерство
“Образование не услуга. Это благо, это формирование мировоззрения школьников, воспитание и обучение”, — напомнил министр просвещения РФ Сергей КРАВЦОВ в видеообращении, приветствуя участников традиционного августовского совещания педагогов, которое прошло в Новочебоксарске в минувший вторник. Вся педагогическая общественность собралась для этого в актовом зале новой школы в Никольском микрорайоне.
Новая школа
Конечно, точка сбора выбрана не случайно. Думаю, на сегодняшний день новая школа (структурно она присоединена к существующей уже школе № 9 Новочебоксарска) — это самое современное во всей сфере образования города место. Жаль, у новочебоксарских педагогов не было достаточно времени, чтобы походить по этажам, вникая во все нюансы. Мы еще расскажем о новой школе подробнее в будущих публикациях.
Куда движется образование
Начнем с вопроса: на что нацелено российское образование, какова его цель? Ответ на этот вопрос звучал на конференции неоднократно.
“От национальных целей и стратегических задач к качеству образования в системе образования города Новочебоксарска”, — об этом говорила в своем докладе начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА. Она обозначила основные задачи сферы образования. Это и создание целостной системы воспитательной работы на всех уровнях, и формирование патриотизма в учащихся, и обеспечение фундаментальности знаний и их практической применимости. Также среди задач — развитие интереса ребят к инженерным и естественно-научным специальностям, преодоление дефицита педагогических кадров, снижение бюрократической нагрузки на них, создание прозрачной системы оценки эффективности работы педагогов.
Поговорим обо всем этом детальнее.
Успехи дошкольных учреждений
Привитие интереса воспитанников к инженерным и естественно-научным специальностям, подготовка к занятиям техническим творчеством и освоению основ алгоритмизации и программирования начинается еще в детских садах. Более углубленно в этом направлении работают детсады № 1, 2, 7, 16, 17, 40. К примеру, детский сад № 2 “Калинка” является сетевой инновационной площадкой федерального уровня НИЦ “Курчатовский институт”.
Каких результатов уже достигли дошколята в прошлом учебном году? На всероссийских соревнованиях “Алгоритмиада-2024” детсад № 16 “Красная Шапочка” занял второе место, а в номинации “Юный знаток алгоритмов” стал победителем. Воспитанники этого же детского сада заняли второе место и в соревновании “Сумо роботов” республиканской олимпиады “Робостартики” для детей дошкольного возраста.
И это лишь несколько примеров.
Успехи школы
Об уровне школьного образования свидетельствуют результаты ЕГЭ новочебоксарских выпускников. Средний балл по основным предметам в нашем городе выше, чем по Чувашии, на протяжении последних лет: в 2025 году русский язык — 67,00 (по республике — 65,93), математика профильная — 67,86 (66,66), физика — 75,37 (66,74). Стабильно хорошими остаются средние баллы по предметам естественно-научного цикла: химия — 62,82 (63,64), информатика и ИКТ — 60,28 (60,40), биология — 60,68 (61,25), география — 65,38 (59,26).
Новочебоксарск ежегодно занимает лидирующие позиции в республиканском рейтинге среди муниципальных образований по эффективности участия школьников во Всероссийской олимпиаде.
По результатам участия в региональном этапе в 2025 году среди новочебоксарских школьников из 200 участников определены 73 победителя и призера, что составило 36,5%. Это высокий результат.
В этом году 42 золотые и 44 серебряные медали были вручены новочебоксарским одиннадцатиклассникам.
Республиканский проект “УПК 21 — Учебно-производственные классы” помог наладить активное сотрудничество школ как с ведущими вузами России, так и с крупными предприятиями города и республики (среди них “Химпром”, Швейная фабрика “Пике”, ПАО “РусГидро, “АБС Электро”).
В планах городской системы образования создание современного социально-образовательного комплекса по типу многопрофильной инженерной школы. Результатом реализации этого проекта должно стать увеличение до 30% доли учителей математики, физики, химии и биологии в возрасте до 35 лет к 2030 году, а также рост не менее чем на 10% ежегодно числа школьников, изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно или на профильном уровне. При этом доля выпускников, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, к 2030 году должна увеличиться до 35%.
Проблема кадров
В школах Новочебоксарска трудятся порядка 766 учителей. Из них педагоги в возрасте до 35 лет составляют 20% (175 человек). В этом учебном году ряды учителей пополнили 10 человек, окончивших вуз в 2025-м (в прошлом году их было восемь).
Вопрос нехватки педагогических кадров решается приглашением студентов старших курсов вузов. В городе действует муниципальная инициатива по поддержке молодых специалистов, согласно которой им осуществляется ежемесячная денежная доплата в размере 2000 рублей. Также молодые педагоги получают выплату к заработной плате с коэффициентом до 0,50 до достижения необходимого трехлетнего стажа работы.
Также ведется работа по привлечению специалистов в дошкольные организации. Младшим воспитателям предоставлена возможность приводить детей в детсады бесплатно. Перечень льготных категорий планируется расширить.
Ежегодно педагоги Новочебоксарска участвуют в педагогических конкурсах. Отметим Юлию ДЕЛЬЯН, учителя русского языка и литературы школы № 13, которая победила в республиканском конкурсе “Самый классный классный”, и Ольгу МАДЕРОВУ, советника директора по воспитанию школы № 5, занявшую первое место в региональном этапе всероссийской детской премии “Новая философия воспитания”.
Стали как новенькие
Нельзя не упомянуть и о той большой работе, что проводится в сфере образования по обновлению материально-технической базы. С 2020 года в капремонт школ Новочебоксарска вложено порядка 1,7 млрд рублей консолидированного бюджета (то есть федеральных, республиканских и муниципальных денег в сумме). Подробнее о капремонте школ и программе инициативного бюджетирования читайте в итогах пятилетнего развития Чувашии на 10-11-й полосах.
К слову, в том же видеообращении к участникам августовского совещания федеральный министр Сергей Кравцов подтвердил, что в ближайшие годы будет продолжено обновление детских садов и колледжей. Также по всей России планируется обновить кабинеты ИЗО, музыки и физики, сообщил он.
Достичь цели
Планы у образования как российского в целом, так и новочебоксарского в частности действительно амбициозные.
“Только в тесном сотрудничестве, с применением инноваций и ориентиром на лидерство России в ключевых сферах можно достичь тех высоких стандартов, которые определены в Стратегии развития образования до 2040 года”, — подытожила Светлана Родионова.
КОММЕНТАРИИ
Наталья БАХМИСОВА, директор лицея № 18:
— Задачи, о которых говорила Светлана Васильевна, характерны для российского образования в целом, но и в нашем городе они актуальны.
Мы планируем в следующем учебном году продолжить работу с такими предприятиями, как “РусГидро”, заключить договор с “АБС Электро” и укрепить связи с Чувашским госуниверситетом.
Трехсторонние договоры необходимы, чтобы наши учащиеся уже со среднего звена понимали, куда пойдут учиться и чем будут заниматься в жизни.
Людмила КАЛАШНИКОВА, директор школы № 14:
— Сверяя векторы развития образовании с тем, куда движется четырнадцатая, вижу, что мы идем в правильном направлении. Традиция открывать кадетские классы, сотрудничество с ветеранскими организациями важны для воспитания патриотов.
Теперь, после недавней поездки наших педагогов и поисковиков в Краснодарский край, планируем открыть класс памяти Жени Крутовой. В нашей истории есть герои, с которых нужно брать пример.
Валентина БАЛУКОВА, заведующая детсадом № 27 “Рябинка”:
— Скажу лишь о некоторых моментах. Радует, что федеральная программа капитального ремонта дошкольных учреждений будет продолжена, об этом в своем приветствии сказал министр просвещения России Сергей Кравцов.
Вдохновляет, что планируется увеличение финансирования сферы образования. В ближайшее время будет введена новая система оплаты труда педагогических работников. Надеемся, это привлечет новые кадры в систему образования.
Кроме того, обратили внимание на необходимость снижения бюрократической нагрузки на педагогов. Пока не знаем, как это реализуется на практике, но надеемся, что инициатива будет работать во благо наших воспитанников.