О совести и речи нет, или Я лишу вас всего
Самозапрет на получение кредита, безусловно, мера действенная, хоть в долги не влезешь. Однако в карманы аферистов льются рекой и накопления добропорядочных граждан. Иной раз многомиллионные. По данным опроса ВЦИОМ, 62% россиян признались, что их пожилые родственники сталкивались с кибермошенниками. Чаще всего злоумышленники пытались взломать аккаунты в мессенджерах, социальной сети или каком-либо интернет-сервисе. Эта угроза затронула почти треть респондентов и их близких (28%). Кроме того, многие интернет-пользователи получали фейковые сообщения о победе в лотереях и конкурсах (21%), а также предложения о нелегальном заработке в Сети (17%).
Среди новых инициатив по противодействию мошенникам, которые Госдума сейчас прорабатывает, есть и предложение о маркировке звонков. Если человеку на самом деле звонят из Центробанка, полиции, прокуратуры или других органов власти, он будет видеть на экране смартфона соответствующую отметку. А если есть основания подозревать мошеннический звонок, то будет появляться соответствующее предупреждение.
Также рассматривается идея дать людям возможность устанавливать самозапрет на СМС и жестко ограничить сервисы подмены номеров, чтобы звонки из-за рубежа не отображались в России как местные.
- Анатолий АКСАКОВ, депутат Госдумы РФ от Чувашии:
— В России вводятся новые меры борьбы с кибермошенниками. В Госдуме принят закон, согласно которому с 1 сентября банки и микрофинансовые организации будут обязаны улучшить свои антифрод-системы и перед выдачей денег тщательнее проводить проверки. Если таковых не было, паузы перед выдачей тоже, а по факту мошенничества возбуждено уголовное дело о хищении, то заемщик получит право не выплачивать такой долг. К сожалению, задним числом эту меру ввести невозможно, так что она не будет распространяться на тех людей, кто уже вынужден платить по кредитам.
Теряют миллионы
Возмутительный случай с супругами-пенсионерами из Чебоксар потряс даже аудиторию федеральных телеграм-каналов. Пожилая пара поверила аферистам, убедившим их перевести деньги на несуществующий “безопасный” счет, и перевела мошенникам 7,8 миллиона и чуть не лишилась жилья.
История началась, когда 76-летнему чебоксарцу позвонили через мессенджер. “Сотрудник Пенсионного фонда” предложил ему пересчитать положенные выплаты. Долгий разговор утомил пенсионера, и он назвал номер своего СНИЛС. Неизвестный пообещал отправить документы для перерасчета в электронном виде.
Спустя полчаса пенсионеру позвонил теперь уже якобы представитель банка, который сообщил, что все деньги с их счета украли, и предложил помощь в возврате средств. Доверившись злоумышленникам, супруги обналичили свои накопления и через банкоматы в торговых центрах города перевели аферистам огромную сумму.
Когда они начали настаивать на фиктивной продаже единственной квартиры, пенсионеры наконец поняли, что стали жертвами обмана. Позже выяснилось, что аферисты использовали современные технологии: данные, которые они называли, совпадали с информацией на официальных сайтах ведомств.
По факту мошенничества возбуждено уголовное дело.
Как бы мы ни старались, уровень киберграмотности пожилых людей недостаточен для противостояния аферистам, особенно если они применяют новые технологии, такие как дипфейки, и поэтому именно они зачастую становятся жертвами подобных преступлений.
“Злоумышленники знают, что пожилые люди в большинстве случаев имеют накопления и недвижимость, на которые и можно нацелиться. Против них чаще всего применяют социальную инженерию, используя актуальную новостную повестку или запугивая потерей, например, квартиры. Главной задачей мошенников является не дать жертве проконсультироваться со своими родными, поэтому они часто давят на срочность и безотлагательность выполнения тех или иных действий”, — отметила руководитель направления аналитических исследований Positive Technologies Ирина ЗИНОВКИНА.
И даже несмотря на то, что на долю пенсионеров приходится всего 15% пострадавших от действий кибермошенников, эта наиболее уязвимая часть общества нуждается в особой помощи и поддержке.
“Нет ничего лучше, чем обучение и напоминание о правилах кибергигиены. Стоит регулярно помогать своим пожилым родственникам в работе с компьютерами и гаджетами, следить за обновлениями антивирусного ПО, настраивать регулярное резервное копирование важной информации”, — подчеркнула Ирина Зиновкина.
Кстати, согласно данным того же исследования ВЦИОМ, 51% россиян не учат своих пожилых родственников основам кибербезопасности.
Заберу всё, глазом не моргнув
Почти международную аферу пытался провернуть житель Екатеринбурга, выбрав в качестве жертвы нашу землячку. Теперь он предстанет перед судом за неправомерный доступ к информации, мошенничество и кражи с банковского счета.
В начале прошлого года 60‑летняя уроженка Цивильского округа, ныне проживающая в Болгарии, обнаружила, что злоумышленники взломали ее страницу на портале госуслуг, после чего дистанционно оформили пять займов в микрофинансовых организациях на сумму порядка 50 тыс. рублей. Женщина незамедлительно прилетела на родину, обратилась в полицию и МФЦ, чтобы мошенники не смогли больше воспользоваться ее персональными данными.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники полиции совместно с коллегами из Свердловской области задержали по подозрению в совершении преступления студента из Екатерингбурга.
Следствием было установлено, что 19-летний юноша сумел получить доступ к учетным данным потерпевшей, воспользовавшись ее старым номером телефона, привязанным к порталу госуслуг. Этим номером женщина давно не пользовалась, но коррективы на портале своевременно не внесла.
Похищенные у потерпевшей денежные средства молодой человек вывел через криптокошелек. Причиненный ущерб обвиняемый возместил в полном объеме.
Мошенник поделился деталями на видео, доступном по ссылке из QR-кода.
Другая жительница столицы Чувашии стала жертвой дистанционного вымогателя, установив по его указанию приложение, позволяющее управлять телефоном. Аферист представился сотрудником банка и сообщил, что телефон будущей жертвы заражен вирусом, после чего получил доступ к ее фото, в том числе интимного характера.
22-летняя пострадавшая обратилась в отдел полиции в начале марта. Девушка рассказала, что ей через мессенджер позвонил неизвестный, представился работником банка, услугами которого она пользуется, и сообщил, что в ее телефоне обнаружено вредоносное приложение. Чтобы его удалить, звонивший предложил установить в мобильном устройстве названное им приложение.
Поверив, девушка выполнила указание звонившего, после чего потеряла доступ к своему телефонному аппарату. Через некоторое время этот же мужчина позвонил вновь и признался, что является аферистом. Благодаря приложению, установленному по его просьбе, он смог заполучить фото и видео из галереи мобильника, в том числе интимного характера, и начал требовать денежные средства в сумме 100 тыс. рублей за их выкуп. В подтверждение своих слов злоумышленник отправил несколько фото ее маме.
По данному факту проводится проверка. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Еще раз повторим: нужно постоянно рассказывать близким об опасности звонков от мошенников и о новых схемах, которые они используют, напоминать, что лучше не общаться с незнакомыми по телефону и всегда перепроверять любую информацию. То есть если позвонили и угрожают, нужно сразу положить трубку и позвонить по официальному телефону организации. В мессенджерах необходимо отключить звук или возможность звонка для неизвестных номеров в настройках конфиденциальности. Также следует ограничить круг лиц, которые могут отправлять сообщения.
Дети в опасности
Нельзя не отметить и тот факт, что злоумышленники используют методы социальной инженерии, чтобы запугать несовершеннолетних или обманом заставить их передать доступ к финансам родителей. Эксперты определили три самые распространенные мошеннические схемы.
Первая — запугивание через звонки. Злоумышленники звонят ребенку, представляются сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры или других организаций и сообщают о “чрезвычайной ситуации”. Например, утверждают, что родителям угрожает опасность, и требуют срочно перевести деньги.
Вторая — обман в видеоиграх. Злоумышленники создают поддельные акции или выигрыши в онлайн-играх и просят ввести данные банковской карты для получения “приза”.
Третья — схема, когда детям предлагают приобрести игровую валюту, к примеру, в популярной игре Roblox. Дети берут родительские деньги и отдают мошенникам.
И на этот случай специалисты Следственного управления СК России подготовили ряд рекомендаций, как привить ребенку интернет-грамотность и что делать, если он все же попал в расставленную злоумышленниками ловушку.
Родители должны убедиться, что их ребенок знает о том, что:
- недопустима передача личной информации кому бы то ни было в Сети;
- не надо выкладывать свои личные фото- и видеоизображения, информацию о своем возрасте, месте жительства и обучения;
- не следует добавлять к себе в “друзья” незнакомцев и вести с ними переписку, необходимо ограничить доступ к своим аккаунтам посторонних лиц (обязательно покажите ребенку, как блокировать нежелательные контакты).
Советы родителям:
- не пренебрегайте программами родительского контроля. На мобильные телефоны, а также на компьютеры, планшеты, находящиеся в пользовании детей, установите специальную программу, которая обеспечивает родительский контроль за посещением различных интернет-сайтов и препятствует доступу детей на порталы категории 18+;
- ненавязчиво следите за тем, какие сайты в интернете посещают ваши дети, особенно малолетние, с кем они общаются в социальных сетях;
- если неприятность все-таки произошла, сохраните как можно больше доказательств, сделайте скриншоты переписки, запишите название аккаунта преступника;
- обязательно обратитесь в правоохранительные органы.