Когда мчусь спасать людей, чувствую себя супергероем
Слышишь этот звук воющей сирены на приближающемся реанимобиле, и становится не по себе, хочется поскорее освободить дорогу, чтобы врачи успели на вызов. Еще испытываешь тихую благодарность Богу, что это не к тебе и не к твоим близким. А каково водителю такой машины, от мастерства которого в том числе зависит жизнь человека? Мы заглянули в гараж подстанции скорой медицинской помощи Новочебоксарска и пообщались с ее сотрудниками.
Сколько у нас скорых
В просторном ангаре стоят белые автомобили скорой помощи и один желтый реанимобиль. Всего их в городе два, второй на тот момент был на выезде. Возле некоторых машин возятся водители: проводят ремонтные работы, занимаются бортировкой колеса на специальном оборудовании. Оказывается, они должны не только уметь виртуозно управлять таким немаленьким автомобилем, но и иметь навыки технического обслуживания машин. А еще эти мастера могут оказать первую помощь.
“Всего в Новочебоксарске восемь бригад скорой медицинской помощи. В Сосновке и Атлашеве по одной, в Мариинском Посаде — две, — рассказывает механик автобазы скорой медицинской помощи по г. Новочебоксарску Максим Мулюков. — Я занимаюсь составлением графиков работы водителей, вопросами снабжения, планового и внепланового ремонта. В моем подчинении 50 водителей.
Как поощряем их за отличную работу? У нас есть стимулирующие баллы, которые начисляются, если нет нарушений. И напротив, баллы могут сниматься за таковые. Я 13 лет проработал водителем скорой помощи, это тяжело и физически, и психологически. Может, поэтому все наши водители — мужчины”.
Почти Шумахер
64-летний Николай Егоров работает водителем скорой помощи уже 24 года, а в 2019-м, когда в Новочебоксарске появились реанимобили, начал управлять этими желтыми машинами.
“С детства мечтал быть за рулем, может, потому, что отец работал водителем, — делится Николай. — В скорую помощь меня позвал приятель, до этого я работал на КамАЗе. В 90-е годы зарплату не платили, работу хорошую невозможно было найти. Думал, устроюсь на время, а остался почти на четверть века. Едешь кого-то спасать с включенной сиреной и мигалкой — адреналин такой, что чувствуешь себя космонавтом, супергероем”.
Реанимационная бригада в Новочебоксарске одна, специалисты работают посменно, сутки через трое.
“Реанимобиль — это “Форд Транзит”. Машина отличная, шустрая, — рассказывает Николай. — Можно разогнаться до 140-150 км/ч, так как мы выезжаем на сложные случаи: падения с высоты, ДТП, боли в груди, низкое давление.
Пациентов доставляем согласно маршрутизации в Чебоксары: в БСМП, кардиодиспансер, Республиканскую клиническую больницу, детский стационар. Эта быстрая машина дает нам возможность добраться к больному в течение 20 минут. Когда без пробок, по Новочебоксарску за пять минут можем доехать, в Чебоксары, до БСМП за 15 долетаем.
Но часто сталкиваемся с пробками. Тогда занимаем левый ряд и можем ехать по встречке, когда у других водителей нет возможности нас пропустить или когда не хотят. Да, и такое бывает. Кстати, по моим наблюдениям, чаще не пропускают женщины. Иногда едешь, сигналишь, а водитель даже не смотрит в твою сторону, в руль вцепится и едет только прямо.
К счастью, понимающих людей больше. Но бывает, во дворах встречаешь толстокожих, которые думают только о себе и возмущаются, что мы загородили им дорогу. А нам ведь нужно подъехать как можно ближе к подъезду, так как приходится выносить больного. Грузчиков у нас нет, всё своими силами. Врачи несут и водитель, иногда соседи помогают.
Кстати, мы не только быстро ездим, но еще и виртуозно паркуемся. Место свободное найти не так-то просто: машин везде много, поэтому можем влезть в любую дырочку, если габариты позволяют, и никого не задеть”.
Семейный подряд
Водители скорой помощи умеют не только баранку крутить и автомобильные механизмы в порядок приводить.
“Я могу шинировать даже открытый перелом. Мы курсы подготовки медбрата проходили. Три раза роды помогал принимать, — делится Николай. — Первый в начале 2000-х. У женщины пятые роды были, такое всегда стремительно происходит. Я видел всё впервые, помню, мне стало плохо.
Бывает, меняемся с врачами, когда больному необходим непрямой массаж сердца. Мы обязаны делать его в течение 30 минут. Радуемся, когда удается спасти человека.
Как-то приехали на ул. Советскую, у 31-летнего парня остановилось сердце. Мы в течение часа делали массаж сердца, оно то запускалось, то опять переставало работать. В итоге в больницу привезли его живым”.
Кстати, жена Николая Марина Батурина работает главным фельдшером Центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи Чувашии. Пасынок нашего героя Кирилл, которому исполнилось 22 года, тоже трудится рядом с родителями медбратом-анестезистом. Дочь Ульяна еще школьница, но и она уже видит себя медицинским работником, и непременно в бригаде скорой помощи.
“С женой познакомился на работе, такой вот семейный подряд получился. Всегда есть о чем поговорить”, — рассказал Николай.
Когда сердце плачет
Наш герой признался, что ему бывает сложно не только физически, но и психологически.
“Когда человек уходит из жизни, становится очень жаль, особенно если это молодые или дети. Думаю, не каждый в скорой помощи сможет работать. Недавно ездили в Атлашево: на повороте на Мариинский Посад женщина разбилась насмерть, 10-летняя дочка попала в больницу. Мать не уступила дорогу КамАЗу, который ехал по главной. Водитель пытался избежать столкновения, но не смог. В том месте уже не первое смертельное ДТП происходит, и чаще за рулем именно женщины.
Первоначально тяжело было работать в скорой помощи, ведь со смертью сталкиваешься часто. Ночью всё это снилось. Но человек ко всему привыкает, как и на войне. Когда пришел сюда, мне сразу сказали: “Коль, всё в себе не держи — сердце не выдержит”.
А еще на этой работе Николай узнал, как сильно может пахнуть кровь: “На перекрестке, где перинатальный центр, мотоциклист разбился. У нас машина вся в крови была! Есть специальная бригада санитарок, чтобы автомобиль в чистоте держать, ведь нужно отмыть его так, чтобы нигде ни капли крови не осталось, ни пятнышка. Бывает, что за смену три-четыре раза машина может кровью испачкаться. У бригады тоже есть два-три комплекта сменной одежды”.
Не гонщик по натуре
Как признались водители, днем вызовов бывает чуть поменьше, горячая пора начинается с пяти вечера и до утра: “Кроме ДТП и падений с высоты, гибнут от тромбов, от инфарктов, которые, увы, и у молодых уже не редкость. Кстати, пожилые чаще выживают после инфаркта”.
Николай рассказал также, что если превысит скорость без спецсигналов, то штрафы оплачивает сам. А такое случается. Но в повседневной жизни он предпочитает спокойную езду: “У меня нет жажды скорости, гоняю только тогда, когда действительно нужно”.
А чего бы наш герой желал как водитель реанимобиля, так это того, чтобы сделали дополнительную полосу для спецмашин, тогда и к больным бригады скорой помощи добирались бы быстрее.
“О чем мечтаю? Чтобы было меньше больных, меньше несчастных случаев. Чтобы все были здоровы!” — пожелал Николай.