Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Кадры на вырост

Рисунок Никиты ПАВЛОВА.Кадры на вырост Профессии будущего

Рисунок Никиты ПАВЛОВА.


Не знаю, читают ли ныне детишкам в детсадах стихотворение В.Маяковского "Кем быть?". Помните, “нужные профессии — столяры и плотники”, “я в рабочие пойду, пусть меня научат”, “инженеру хорошо, а доктору лучше”... И хотя профессии эти, притом что
с тех пор, как поэт написал стихотворение, прошел почти целый век, еще сохранились, тем не менее устарели. Но какие же новые специальности появляются в вузах?

Молодежь доверят специалистам
По данным Министерства образования и молодежной политики Чувашии, с 2005 года в вузах республики появились 20 новых специальностей. Заказ на подготовку специалистов на бюджетной основе двум ведущим вузам — ЧГУ И ЧГПУ — дает Федеральное агентство по образованию и науке, ЧГСХА — Министер­ство сельского хозяйства России. Относительно проще вводить новые специальности на коммерческих условиях. Для этого вузам необходимо убедить Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления и государственную службу занятости, а также Совет ректоров вузов республики в том, что рынок труда нуждается именно в этих специальностях.
В прошлом году в ЧГПУ начали обучать студентов по специальности “Домоведение” со специализацией “Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве”. Еще немного, и “дядю Васю” из жэка невозможно будет узнать. На его место придет домовед — менеджер с выс­шим специальным образованием.
Еще одну довольно неожиданную специальность, но уже не на бюджетной, а на коммерческой основе предлагает педуниверситет. Так, с февраля здесь начнутся занятия группы специалистов для получения дополнительной квалификации работник сферы государственной молодежной политики. Как рассказала “Граням” руководитель программы кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Екатерина Шубникова, современная жизнь требует нового уровня работы с молодежью. И необученным людям с новыми задачами не справиться. Эта специальность не педагогическая, а управленче­ская, уточняет Екатерина Геннадьевна. За полтора года обучат организовывать досуг молодых, создавать всевозможные молодежные центры и многому другому. После получения соответствующей квалификации новоиспеченные кадры могут устроиться на работу специалистами по работе с молодежью в органы местного самоуправления, на предприятия, в молодежные отделения политических партий и общественных движений.
Таких специалистов в российских регионах уже готовят. МГУ первым выпустил специально обученных молодежных лидеров. По следам столичного вуза пошел и Тульский гос­университет. Есть обученные специалисты и в Ижевске, и в Йошкар-Оле.
Наш педуниверситет первый выпуск планирует собрать из специалистов, которые уже сейчас работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях. Есть договоренность по этому вопросу и с Министерством образования и молодежной политики Чувашии, которое, хоть и заинтересовано в том, чтобы на местах молодежью управляли специально обученные люди, тем не менее заставлять учиться на этих курсах никого не будет. Обучение только добровольное. Учитывая то, что стоимость курсов — сумма чисто символическая (8 тысяч рублей), желающих, похоже, и без указаний сверху будет достаточно.
Нано-Россия
Где же обучают нанобиологов, нанотехнологов, нанофизиков?
Как таковые, они появились в российских вузах в 2003 году. В 2006 году на специальностях “Нанотехнологии”, “Нанотехнологии в электронике” и “Наноматериалы” учились порядка 770 человек в 19 вузах страны. Лидером по числу студентов является Кабардино-Балкарский государ­ственный университет имени X.М.Бербекова (около 110 студентов), который первым в России выпустил дипломированных нанотехнологов. Именно на юге России наблюдается наибольшая концентрация вузов, дающих образование по наноспециальностям (в Ставрополе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Наль­чике). В Москве четыре “нановуза” готовят студентов.
Петербургский госуниверситет в рамках государственного образовательного проекта “Инновационная образовательная среда в классическом университете” принял новые образовательно-исследовательские программы “Нанобиология” и “Новые материалы и нанотехнологии”.
Как оказалось, в наших вузах пока нет ни одной специальности с приставкой “нано”. Студенты, обучающиеся в ЧГУ, например, по специальности “Физика”, имеют возможность пройти курс обучения по специализации “Физика наноматериалов”, то же и на специальности “Машиностроение”. Этим пока и ограничивается нанообразование в вузах. И, как мне представляется, глубоких исследований по нано у нас, по сути, пока быть не может, хотя бы потому, что для работы с нанообъектами нужно специальные, к тому же недешевые оборудование и техника.
А что в мире?
Какие новые специальности открывают за рубежом? Просмотрев несколько статей в Интернете на эту тему, вот что можно сказать. Немецкие вузы экспериментируют много. Так, они комбинируют совершенно разные направления: романские языки скрещивают с правом, социологию с экономикой.
В университете Касселя появилось бинациональное отделение. Шесть семестров французские и немецкие студенты изучают культуру и язык страны-партнера. Кроме того, в программе обучения основы экономики и права. Лекции ведутся на трех языках: французском, немецком и английском.
Бинациональное отделение готовит специалистов для таких областей, как коммуникация, связи с общественностью, управление персоналом, межнациональные отношения. Потенциальные работодатели — международные экспортные предприятия, туристические фирмы, банки, европейские организации.
А вот в университете Любека скрестили медицину с инженерными науками, здесь выпускают бакалавров — инженеров медицины. Новая специальность рассчитана на тех, кто любит междисциплинарные исследования в сфере информатики, медицины, физики и математики. Выпускники этого отделения востребованы в сфере производства медицинской техники. Их задача — исследования и разработка новой современной медаппаратуры. На факультете прикладного естествознания и техники специального института города Аахен в прошлом году впервые предложена мастер-специальность “Техноматематика”.
Бакалавры таких направлений, как научное программирование, математика, информатика, могут углубить здесь свои знания в прикладной математике, научном вычислении, естествознании и инженерных науках. Студенты учатся развивать математиче­ские модели для естественнонаучных и технических задач, а также программировать эти модели.
В Техническом университете Клаусталя начали обучать уникальных специалистов по захоронению радиоактивных отходов. Появление этого направления в университете объясняется проблемой, которая до сих пор в Германии остается нерешенной: рациональное, безопасное и экологически грамотное хранение опасных радиоактивных отходов.