Что изменится в России с 1 октября 2024 года

Экзамены — время выбора

4npkvrmn.jpgЭкзамены — время выбора Мамам и папам

4npkvrmn.jpg

Светлана РОДИОНОВА, начальник отдела образования администрации НовочебоксарскаЭкзамены — время выбора Мамам и папам

Светлана РОДИОНОВА, начальник отдела образования администрации Новочебоксарска

Ольга ПАШКОВСКАЯ, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования НовочебоксарскаЭкзамены — время выбора Мамам и папам

Ольга ПАШКОВСКАЯ, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования Новочебоксарска

Анна МОЛЛЕГАРД, клинический психолог Экзамены — время выбора Мамам и папам

Анна МОЛЛЕГАРД, клинический психолог

Наталья КРОТОВА, директор школы № 17 НовочебоксарскаЭкзамены — время выбора Мамам и папам

Наталья КРОТОВА, директор школы № 17 Новочебоксарска


0

В последние годы нет-нет да поступают известия, как во время сдачи экзаменов кто-то из сдающих упал в обморок, а то и вовсе угодил в больницу с нерв­ным истощением. Как не допустить подобного исхода, мы с участниками круглого стола, организованного в редакции газеты “Грани”, поговорили тоже. Но всё же начали с главной темы, обозначенной в заголовке. Итак, кто выбирает, что выбирает, зачем и почему?

Высказать свое мнение пригласили нескольких экспертов, а именно: 

  • Светлану РОДИОНОВУ, начальника отдела образования администрации Новочебоксарска;
  • Ольгу ПАШКОВСКУЮ, начальника отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования Новочебоксарска;
  • Анну МОЛЛЕГАРД, клинического психолога; 
  • Наталью КРОТОВУ, директора школы № 17 Новочебоксарска.


И начали мы разговор, обратившись к руководителю одной из самых больших школ города, в которой учатся свыше тысячи ребят.

Журналист: Наталья Степановна, кого, по-вашему, заявленная тема касается больше всего? 9 или 11 классы? Родителей или детей?

Наталья КРОТОВА: В первую очередь, конечно, речь о девятиклассниках. Если 11-е классы в целом заточены на поступление в вуз и определяются лишь с конкретным учебным заведением и специальностью, то перед девятыми классами выбор куда серьезнее: идти в 10-й класс или в колледж, техникум? А если последнее, то в какой?

Часто возникает ситуация, когда родители ученика настаивают на 10-м классе только потому, что сын или дочь “еще не выросли” и не готовы сделать жизненный выбор. И еще два года в школе, по их мнению, дадут передышку во времени, когда ребенок будет под контролем и присмотром учителей и самих пап и мам.

Если говорить конкретно о 17-й школе, то у нас сейчас порядка 100 девятиклассников, в этом году мы планируем набрать один десятый класс (30-32 человека). 

— А в масштабах города?

Светлана РОДИОНОВА: В нынешнем году девятые классы в Новочебоксарске оканчивают почти 1600 юношей и девушек. Из года в год число это меняется не очень сильно и остается на уровне 1500-1600 человек. Одиннадцатиклассников насчитывается около 600 человек. Грубо говоря, каждый третий выпускник 9-го класса решает продолжить обучение в 10-м.

Основная цель старшего звена школы — профилизация образования. Хотя бы на уровне тех предметов, которые нравятся и которые хочется изучать углубленно. Скорее всего, это дисциплины, в которых ребенок успешен и они ему нравятся. А это означает, что сфера деятельности, связанная с данными предметами, его в будущем будет устраивать и он будет успешен и в этом.

При определении профилей десятых классов в школах города мы стараемся, чтобы в каждом микрорайоне был представлен весь спектр. То есть, например, в четырех школах Юракова (№ 17, 19, 20, лицей № 18) были открыты физико-математический, социально-экономический, универсальный и, возможно, химико-биологический профили. И тогда ребенок может продолжить обучение в 10-м классе пусть не в своей, но в школе своего же микрорайона.

Хочу подчеркнуть: если ребенок хочет учиться в десятом классе, если родители на это настроены, то мы обязательно обеспечим это право. Оно гарантировано Законом “Об образовании в РФ”.

— А как определить, что для ребенка будет лучше: пойти в 10-й класс или в техникум?

Ольга ПАШКОВСКАЯ: Нужно соотнести три параметра: я хочу, я могу и то, что востребовано сегодня в стране, республике. На пересечении всех компонентов (Хочу-Могу-Надо) и находятся самые подходящие для человека профессии, именно те, в которых он может состояться, те, которые станут  залогом успешности человека не только в  профессиональной деятельности, но и в жизни в целом.  

Выбирая профессию, важно ориентироваться не только на ее спрос сейчас, но и учитывать прогноз на ближайшие пять-семь лет. Не всегда определяющим фактором интересов, склонностей и способностей подростка являются хорошие оценки по тем или иным предметам. Зачастую это может быть усердие и обязательность, что не поможет при выборе профессии.

Наталья КРОТОВА: Определиться хорошо помогает проф­ориентация. Это целый пласт работы, о котором в двух словах не расскажешь. Сюда входят и встречи школьников с представителями вузов и ссузов, экскурсии на предприятия, в техникумы и многое другое.

Светлана РОДИОНОВА:  В Новочебоксарске на базе НХМТ в Центре опережающей профессиональной подготовки в рамках проекта “УПК 21” старше­классники школ города могут попробовать свои силы в нескольких предложенных профессиях. Например, копирайтера или фотографа. Это ничего не стоит, но дает ребятам необходимый опыт, позволяет взглянуть на ту или иную специальность поближе. Отчасти похоже на те УПК, что существовали раньше.  


КСТАТИ

Одно из направлений работы Центра опережающей профессиональной подготовки Чувашской Республики, открытого в конце 2021 года на базе Новочебоксарского химико-механического техникума, — помощь в определении будущей специальности. Благодаря республиканскому проекту “ПроFFстарт” тысячи старшеклассников познакомились с колледжами и техникумами республики, узнали о профессиях и компетенциях, которые в них реализуются.


Анна МОЛЛЕГАРД:  Очень распространенная ситуация: до девятого класса ребенок растет как бы сам по себе. Родители спокойны, оценки хорошие, волноваться не о чем. А в девятом папы и мамы “просыпаются” и начинают наседать: давай учись, у тебя ОГЭ, а если не сдашь, что с тобой будет? Наверное, многие слышали, как родители девятиклассников говорят о своих детях: его (ее) не возьмут в десятый класс, выгонят из школы. Казалось бы, взрослые преследуют благую цель, стимулируют своих детей активнее заниматься, но результат получается обратным.  

Слишком высокие ожидания пап и мам и требования, предъявляемые к детям, приводят к тому, что последние становятся пассивными и ничего не делают. Явление называется прокрастинацией. Его корни лежат в неуверенности в себе. И фразы вроде “Будь собой”, “Верь в свои силы”, “У тебя получится” тут не помогут. 

Необходимо, чтобы ребенок в течение всей своей жизни, с самого ее начала постигал себя, свои склонности. Ему следует знать свои сильные стороны и их развивать. Тогда к девятому классу вопроса “Кем быть?” просто не возникнет.

Журналист: Экзамены — это еще и время сильного стресса. Как с ним справляться?

Наталья КРОТОВА: Каждый год наблюдаю одну и ту же картину. Приходят к нам на экзамен девятиклассники из разных школ. Внешне абсолютно уверенные в себе молодые люди. Шутят, смеются, в общем, ведут себя как бывалые ветераны. Но при этом подают паспорт, и становится заметно, что ладошки влажные, руки трясутся. Внутри ребята сильно переживают. И ситуация с каждым годом усугубляется. Почему? Я связываю это с поведением родителей, которые пугают детей: ты никуда не поступишь. И внутри тот думает: “Я не сдам экзамен, и жизнь моя будет кончена”.

В этот период очень важна родительская поддержка. Элементарно нужно покормить ребенка завтраком перед экзаменом, сказать, что в любом случае вы на его стороне.

Ольга ПАШКОВ­СКАЯ: Помощь родителей нужна в самых разных аспектах. Во-первых, в самой подготовке. Может, стоит разобрать какие-то задания вместе или хотя бы обеспечить выпускника нужными справочниками, литературой. В девятом классе это точно необходимо.

Во-вторых, следует создать хорошую психологическую обстановку, обеспечить правильным питанием. Не чай и бутерброды, а обязательно горячие блюда. То, что способствует продуктивной мыслительной деятельности: мясо, рыба, орехи, овощи, фрукты. Всё это следует включить в рацион. Стакан чистой воды комнатной температуры должен быть под рукой, когда выпускник готовится к экзамену. Пить воду нужно не залпом, а по глоточку, в течение всего занятия, тогда она лучше усваивается.

Проследите за соблюдением режима дня. Это и смена видов деятельности при подготовке, и полноценный сон, и прогулка на свежем воздухе, регулярное проветривание комнаты.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. 

Отдельный момент — это психологическая поддержка. Важно, чтобы дома царило максимальное спокойствие. Нужно поговорить и морально настроить на экзамен, найти правильные слова и объяснить, что при любом исходе, какую бы оценку выпускник ни получил, любовь родителей к нему останется прежней. 

Что следует сделать родителям накануне дня сдачи экзамена? Заранее подготовить паспорт, несколько гелевых ручек, бутылочку негазированной воды, хороший шоколад. Убедить ребенка, что  полноценный сон более важен перед экзаменом, чем  зазубривание материала. Сон активизирует память, повышает концентрацию внимания и способствует ясности мышления.  В день экзамена оказать эмоциональную поддержку.

Светлана РОДИОНОВА: Если школьник посещал школу, выполнял домашние задания, то итоговую государственную аттестацию хотя бы на тройку он точно сдаст. Это должны понимать и знать все родители. И не накручивать детей лишней тревогой.

Что касается самой процедуры, то неоднократно в течение года дети пишут тренировочные тесты. Это тоже помогает преодолеть боязнь экзамена. 

Анна МОЛЛЕГАРД: Дам такой лайфхак. Проговорите с ребенком ситуацию, задав ему ряд вопросов из серии “Что тогда?”. “А что  будет, если ты не сдашь ОГЭ (ЕГЭ)? Что ты будешь делать тогда? И что это будет означать для тебя?” В итоге, проговорив ситуацию до конца, и ребенок, и его родители придут к выводу, что несдача экзамена вовсе не означает чего-то фатального и непоправимого. И второе: проваленное испытание вовсе не означает, что ты глупый и неспособный. Просто так иногда бывает.

Только погрузившись в свой страх, можно преодолеть его.

Журналист: Что делать, когда родители или школьники чув­ствуют, что сами не справятся со своими страхами?

Анна МОЛЛЕГАРД: Обратиться за помощью к специалисту — любому практикующему клиническому психологу.



  • 4npkvrmn.jpg
  • Светлана РОДИОНОВА, начальник отдела образования администрации Новочебоксарска
  • Ольга ПАШКОВСКАЯ, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования Новочебоксарска
  • Анна МОЛЛЕГАРД, клинический психолог
  • Наталья КРОТОВА, директор школы № 17 Новочебоксарска