XXI Всероссийский профессиональный конкурс

Чем одинокая хуже разведенной?

01.11.2006

Олимпийская чемпионка Светлана Хоркина, известная певица Ева Польна и я, жительница провинциального городка, — что между нами общего? Мы — одинокие матери. Кто отец ребенка, остается только гадать журналистам желтой прессы (в случае с ними) или бабкам, сидящим на лавочках у подъезда (в случае со мной).  

Незамужние женщины рожают по разным причинам. Одни для того, чтобы женить на себе мужчину, другим важно забеременеть именно от него, самого любимого и дорогого. Я рожала для себя. Это спустя несколько месяцев после родов поняла, что была эгоисткой чистой воды. А в течение беременности наивно полагала, что все мои мысли и надежды связаны только с ребенком, что я действую в его интересах. Я очень хотела его родить, мечтала, что он вырастет здоровым и умным (у меня было много требований к тому, каким он должен стать). Но я ни на секунду не задумалась о том, что ребенку нужен отец.
Мужчина, от которого я родила, живет в другом городе и занимается своей карьерой. Видимо, терзаемый угрызениями совести, он делает редкие и робкие попытки узнать, как наши с сыном дела. Но я, не желая с ним разговаривать, просто кладу трубку телефона.  Таких детей, как мой сын, в народе называют ворованными. Считается, что женщины крадут их у мужчин. Порой отцы могут и не подозревать о существовании внебрачных детей.
По какой-то иронии судьбы у незамужних женщин чаще рождаются мальчики. В одиночку, например, воспитывают сыновей не регистрировавшие браки Елена Дробышева и Елена Корикова, у Кристины Орбакайте их двое, у Евгении Добровольской трое. Не имея мужа, они  воспитывают будущего мужчину. Воспитываю и я. Мой крошечный сын словно понимал, что я у него одна, и вел себя настолько спокойно, что мне удавалось все: стирать, готовить, убираться. Я называла себя не мать-одиночка, скорее, мать-одноручка: в одной руке ребенок, другой делаешь то, что необходимо.
Однажды мне в пример поставили семью, в которой родители отдали дочку замуж за пьяницу. Они знали, что будущий зять пил и будет пить, поэтому и дочь-то выдавали с таким расчетом, лишь бы она забеременела и родила, а затем сразу развелась. Так все и случилось. Влезать в долги и тратиться на свадьбу, только чтобы соблюсти приличия. Зачем? Чем статус разведенной женщины лучше статуса одинокой матери? Но общество первую жалеет, вторую осуждает.
А я, когда вижу одиноких соседок, которым далеко за 30,  думаю о том, как им не хватает ребенка. Родив его, они не завели бы себе “игрушку”, а нашли бы того, на кого потратить столько годами накопленной и не растраченной любви. А пока одна вкладывает себя в племянника, для другой собака — предмет ее внимания и заботы.
Конечно, одинокая мать не одна, хотя бы потому, что у нее есть ребенок, и их минимум двое. Наверное, нужно создавать виртуальный образ отца, если нет отца реального. И это всегда будет два в одном. Тот образ мужчины, которого хочется видеть рядом с собой здесь и сейчас, и именно этому образу должен будет соответствовать спустя годы выросший сын.
Елена ШЕСТОВА.

Мнение психолога
Желание женщины родить ребенка понятно. Приглядитесь, во что играют девочки: в невест, а чаще в мам. В семью, заметьте, они не играют. У каждой с детства две мечты — стать невестой и мамой. Когда вырастут, они решат сами для себя, как реализовать свое материнское предназначение. Не исключено, минуя статус невесты, жены. Что поделаешь, мужчин меньше. Да и каков контингент женихов: в основном пьющие, неработающие, эгоистичные. В советское время у таких существовала хоть опаска попасть в ЛТП, быть осужденными за тунеядство.
Эта женщина не эгоистка. Если она родила ребенка для себя, она всю себя ему и посвятит, сделает все, чтобы хорошо воспитать. И я восхищаюсь ею. К сожалению, сейчас наблюдается другая тенденция. Молодые, если не сказать — юные, женщины рожают, чтобы женить на себе мужчину. Причем несвободного, имеющего опыт семейной жизни и… материальный достаток. Они осознанно уводят его из семьи, рожая с этой целью ребенка. Вот тут и корысть, и эгоизм.
Быть одинокой мамой не унизительно, не оскорбительно. Но, увы, жить приходится в обществе, по нормам и правилам которого пить и курить не стыдно, а родить ребенка — позор: “Нагуляла”. Действуют и такие старые принципы: пусть выйдет хоть за пьяницу, лишь бы в девках не засиделась. А то, что дети в такой семье будут больше ущерб­ны, чем здоровы, никто не думает. Кроме того, вместе с мужем-алкоголиком женщина получает кучу проблем, которые надо решать, а до дитя не доходят руки. Уже доказано, одинокая мать даст ребенку больше, чем мать, обремененная мужем-алкоголиком.
Единственный совет этой женщине: не стоит обрывать контакт с отцом малыша. Дети всегда хотят знать своих родителей. Рано или поздно сын поинтересуется, кто его отец и где он. Поэтому не уходите, хлопнув дверью, к которой, возможно, придется вернуться. Некоторые, правда, говорят ребенку, что его отец умер. Но ложь все равно откроется. Лучше объясните, что папа работает в другом городе. Повзрослев, лет в шесть-семь, сын будет в состоянии осознать, почему отец не живет с семьей вместе, и можно ему все объяснить.

Ирина КОБЮК,
медицинский психолог.