9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Юбилей на волжской проходной

2

Завтра в Новочебоксарске отмечается 25-летие со дня ввода в эксплуатацию шлюзов Чебоксарского района гидротехнических сооружений.

Шлюзы Чебоксарской ГЭС — важный узел международного транспортного коридора Север-Юг. Они уникальны тем, что здесь применена эквиинерционная распределительная система наполнения и опорожнения камеры, что обеспечивает спокойный отстой судов. За навигацию осуществляются 4260 шлюзований, а за 25 лет их выполнено 202444, пропущено около полумиллиона единиц флота! Рекордным был 1983 год, когда через гидротехнические сооружения прошли почти 35 тыс. судов разного типа.
Пуск состоялся в 1981 году, когда через шлюз № 18 пропустили мощный ледокол финской постройки “Капитан Букаев”, прибывший из Тольятти в Чебоксарское водохранилище для подготовки судоходной трассы во льдах.
Трудным выдался начальный период работы, поскольку шлюзы приняли во временную эксплуатацию на 63-й отметке водохранилища, в то время как проектная — 68-я.
Как вспоминает начальник ЧРГСиС Василий Овчинников: “Из-за недостатка времени не наладили как следует оборудование, не успели его опробовать в работе. Электромеханические схемы, примененные здесь впервые, часто отказывали. Редкое шлюзование обходилось без сбоев. Не действовала связь с производственными помещениями, не смонтировали водомерные приборы, автоматика не работала, центральный пункт управления располагался в вагончике, откуда обзор был плохой.
Достаточно сказать, что за первую навигацию в журнале записано более 600 сбоев оборудования, а незафиксированных — раза в два больше. В ожидании очереди суда простаивали до пяти суток. Порой на рейде их скапливалось до 120. По ночам от обилия огней река казалась городом”.
В 1981 году ежедневно на некоторое время шлюз выводили из эксплуатации для наладки оборудования. Тогда в Новочебоксарск пригласили опытных специалистов с действующих волжских объектов. Предприятие возглавил Геннадий Гуляков (Городецкие шлюзы), его заместителями стали Василий Овчинников и Владимир Баранов (Балаково). С Астраханских гидросооружений приехал гидротехник Петр Долбиков, с Волго-Донского канала — супруги Медведевы, из Балакова — Серяковы, Антон Смирнов, Владимир Мешалкин. Они сплотили коллектив, возглавили участки и цеха, внесли большой вклад в реконструкцию ЧРГС.
Несколько лет продолжалась модернизация нового гидроузла. В итоге налажена его четкая и бесперебойная работа. Например, в навигацию 2005 года зафиксированы лишь четыре сбоя.
Опыт эксплуатации показал, что у Чебоксарского района гидротехнических сооружений и судоходства большие резервы по пропуску флота, ведь в навигацию 1983 года через шлюзы проведено почти 55 млн. тонн груза, а в 2005-м — 22,6 млн.
Алексей МИГУНОВ.