В статьях “Нам не светит переход” (“Грани”, № 72 от 3 октября 2018 г.) и “Последний рейс” (“Грани”, № 75 от 13 октября 2018 г.) мы обратили внимание читателей, что страшные аварии с многочисленными человеческими жертвами произошли не только из-за нарушения ПДД водителями. В ДТП, унесшем 12 человеческих жизней, на микроавтобусе, перевозившем людей, был установлен прицеп, а три молодые новочебоксарки (одна из которых погибла на месте, а две получили тяжелые травмы) были сбиты внедорожником с силовым бампером (“кенгурятником”).
И в том и в другом случае степень тяжести ДТП была бы несоизмеримо меньше, если бы на транспортные средства автовладельцы не навесили по собственному усмотрению дополнительное оборудование — прицеп и “кенгурятник”.
Без газа, багажника и фаркопа
Постановлением Правительства России № 413 от 6 апреля 2019 года утвержден новый Порядок внесения изменений в конструкцию транспортного средства, согласно которому практически все изменения конструкции ТС, которые производятся владельцем, должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД.
Это нововведение, по оценкам автостраховщиков, затронет более 50% российских автомобилистов, так как под него попадают такие изменения конструкции, как установка газобаллонного оборудования, замена двигателя на двигатель другой модели или характеристик, установка лебедки и турбонаддува, оборудование автомобиля “кенгурятником”, фаркопом и багажником на крышу, если они не прошли испытания и не имеют сертификата соответствия в составе конкретной марки и модели ТС. А также все иные изменения конструкции автомобиля, которые могут повлиять на безопасность дорожного движения.
ГИБДД: с ней и без нее
Теперь без обязательной регистрации в ГИБДД возможны только два случая изменения в конструкции транспортных средств: оборудование, которое вы устанавливаете, указано в каталоге изготовителя для модели вашего автомобиля и детали или узлы, которые вы устанавливаете на автомобиль, предназначены для такой модели, прошли испытания в составе этой модели и имеют сертификат соответствия.
Все остальные изменения в конструкции автомобиля подлежат регистрации в ГИБДД. А перед этим автовладельцу придется побегать: пройти предварительную экспертизу, до начала фактических работ в автосервисе получить разрешение в ГИБДД, внести нужное изменение в конструкцию, произвести проверку внесенных усовершенствований в аккредитованной лаборатории (организации). После чего пройти техосмотр и проверку путем осмотра автомобиля инспектором ГИБДД на соответствие внесенных изменений и заявленных. Узнать адрес ближайшей экспертной организации лучше заблаговременно как на сайте федеральной службы Росаккредитации, так и в отделении ГИБДД.
Если на каждом из этапов у вас все пройдет без сучка и задоринки, то после вышеперечисленного в отделении ГИБДД на автомобиль с внесенными конструктивными изменениями будет выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности и вы можете без штрафов ездить по нашим дорогам. А окружающие обретут уверенность, что странная конструкция встреченного автомобиля не является потенциальной угрозой для жизни людей.
Авдей Ятманов, старший государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Новочебоксарску:
— Вступившее в силу постановление № 413 о запрете на самовольное изменение конструкции автомобиля поможет навести порядок с транспортом и повысить уровень безопасности дорожного движения на дорогах нашего города. Водители должны знать требования законодательства и неукоснительно их исполнять, ведь самовольное переоборудование ТС приводит к тяжелейшим последствиям в случае возникновения ДТП: бесконтрольная установка газобаллонного оборудования — к утечке и, как следствие, взрыву, а нелегальные силовые бамперы на джипах в случаях ДТП с участием пешеходов — к смертельным исходам. На сегодняшний день по новым правилам подано 75 заявлений на регистрацию изменения конструкции автомобиля.