Организация школьного питания — вопрос, который волнует родителей учеников во все времена. В один из октябрьских дней вместе с методистом Олесей Болдаковой, курирующей данный вопрос в отделе образования администрации Новочебоксарска, мы побывали в нескольких школах. Заранее предупреждать о своем визите не стали. И вот что мы увидели.
Школа № 2
Фабрика школьного питания поставляет в школу полуфабрикаты, из которых повара и готовят обед. Например, картофель привозят уже очищенным. В день нашего визита ребят кормили щами, рисом, давали зразы из филе курицы, ватрушку, кофейный напиток и яблоко. Директор школы Людмила Охотникова подчеркнула, что ребята получают достаточно витаминов: свежие овощи в виде салатов, фрукты. С недавних пор яблоки, груши, апельсины, мандарины перестали делить на дольки, дают по целому плоду. Детям младшего возраста рис сдабривают сливочным маслом, порция составляет 100 г. Старшеклассникам накладывают по 150 г, но уже без масла.
В этот раз, судя по нашим наблюдениям, рис с куриной котлетой пришлись школьникам по вкусу. Большинство учеников 1, 2, 3-х классов (именно они обедали в эту перемену) сдавали на мойку пустые тарелки. Многие припасли целлофановые пакетики, чтобы положить в них яблоко и ватрушку и съесть позже.
Л.Охотникова отметила, что важное значение имеет обстановка, в которой ученики принимают пищу. В столовой уютно, на столах красивые скатерти, звучит приятная музыка. Бесплатное питание организовано для 41 ребенка из многодетных семей (трое и более несовершеннолетних детей), необходимые средства выделены из муниципального бюджета. Плюс к тому периодически группу ребят из малоимущих семей кормят в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, который расположен по соседству со школой.
Директор также обратила внимание, что вкусовые пристрастия детей зачастую зависят от пищи, которую им готовят дома родители. Так, макароны с колбасой все уплетают за обе щеки, а, например, творожную запеканку, вареную рыбу или печенку, которые очень полезны для растущего организма, едят хуже.
Столовую посещают около 95 проц. учеников начальных и 85 — средних классов (старших в школе не имеется. — Прим. авт.). По сравнению с концом девяностых годов, когда, по статистике, питанием было охвачено около 40 проц. учеников, ситуация значительно улучшилась.
Школа № 16
ОАО “Валдай” сотрудничает с учебным заведением уже около 10 лет. “Серьезных нареканий ни со стороны педагогов, ни со стороны родителей или учеников за это время не поступало, — заметил директор школы Сергей Мулюков. — Более того, в конкурсах профмастерства по организации школьного питания предприятие ежегодно удостаивается призовых мест”.
Охват питанием в школе составляет 92-94 проц. учащихся. “Старшеклассники, конечно, привыкли питаться всухомятку, мы решили с этим бороться и предложили им альтернативу — горячее питание в столовой. Родители нас поддержали”, — рассказывает С.Мулюков.
Что касается условий приема пищи, то в этом году в столовой поменяли столы и часть табуретов. Продолжительность третьей перемены, когда столовая загружена максимально, составляет 20 минут (остальные по 15). Организован многоступенчатый контроль за качеством пищи.
Еще одна особенность шестнадцатой — здесь учащихся не отвлекают от уроков для дежурства по столовой. Накрывают столы за пять-десять минут до перемены официанты “Валдая”.
Чем же кормили школяров в тот день? Гороховым супом, пловом с говядиной, винегретом, чаем с булочкой и половинкой большого яблока. Причем мясо в плове было видно, что называется, невооруженным глазом.
Школа № 20
Одним из преимуществ перед другими учебными заведениями директор Александр Матвеев назвал организацию питания в школе № 20. Во-первых, здесь имеются все необходимые условия, чтобы готовить стационарно, не из полуфабрикатов. А значит, по мнению заведующей производством столовой, витамины в продуктах не теряются при доставке. ООО “Александр” обслуживает одну-единственную школу. Продукты доставляют из местных фермерских хозяйств, весьма хорошего качества.
В день нашего визита на завтрак в меню стояли шарлотка с яблоками и чай. На обед — салат из моркови с изюмом, жареный цыпленок, молочная пшеничная каша с маслом (гарнир), компот из кураги и экер ванильный (конфета). В качестве диетического питания в меню добавлены щи, вместо жареного цыпленка значился отварной, а вместо конфеты — половинка яблока.
Особенность питания в школе № 20 — так называемое меню свободного выбора. Аналогичная система действует, например, в гимназии № 5 Чебоксар. Ученики 10-х и 11-х классов могут выбрать, что им есть, из нескольких салатов, первых и вторых блюд, гарниров и напитков. Например, к тем же цыплятам в меню добавлены шницель и голубцы, а к морковному с изюмом — винегрет и мясной салат.
“Начиная с 10-го класса молодые люди уже достаточно взрослые, чтобы самим решать, что им есть, — считает Александр Матвеев. — Так мы достигаем нескольких целей: охват питанием в целом по нашей школе почти 100 проц. Кроме того, ребята обычно съедают свои порции, а не выбрасывают их в отходы”.