Вот уже два месяца в редакции газеты “Грани” по понедельникам идет прием потребителей. Ведет его юрисконсульт общества защиты прав потребителей “Правовед” Ирина Иванова. За это время не один десяток горожан получил юридическую помощь в отстаивании своих прав при покупке товаров и получении услуг. А некоторые практически сразу решили свою проблему.
Например, супругам Смирновым, купившим в подарок дочери норковую шубу и, как оказалось, с дефектом, удалось обменять ее на качественную. Хотя до визита в редакцию все попытки решить этот вопрос миром заканчивались ничем, и потребители уже возлагали надежду только на суд.
А Зоя Ахметовна в мебельном салоне получила назад свои деньги за приобретенный там журнальный столик, который развалился на глазах гостей в день ее рождения. Думается, положительно решатся дела и у пришедших за советом к юристу во время последнего приема. А те читатели, которые окажутся в подобной ситуации, возьмут данные потребителям рекомендации себе на вооружение.
***
Галина Николаевна жаловалась, что уже два года пытается вступить в права наследования гаража. И все потому, по ее словам, что в ПТИ оказали некачественную услугу. Дело в том, что земля под гаражом значится под номером 41, а на самом боксе начертано “40”. Когда нотариус потребовал справку из ПТИ, там решили вопрос в пользу написанного пером, то есть кистью. Хотя наследница в заявлении просила закрепить за собой 41-й.
И началась беготня по инстанциям. В кадастровой палате, рассудив, что “мало ли что на заборах пишут”, выдали горожанке документ на владение землей под боксом № 41. В архивном отделе горадминистрации состоялось заседание, на котором постановили считать и сам гараж 41?м. Наконец, в ПТИ ей выдали справку, она не глядя расписалась в получении, отнесла нотариусу и вдруг услышала: “А у вас — на 40-й”. И опять Галина Николаевна начала бегать по кабинетам, уже вместе с председателем гаражного кооператива: в кадастровую, в архив, в регистрационную палату.
В январе 2011 года работники предприятия технической инвентаризации решили уступить: обещали выдать новую справку с нужным номером гаража, если наследница заплатит около 600 рублей. “Уже один раз им заплатила тысячу, — недоумевала Галина Николаевна, — неужели они имеют право требовать с меня еще деньги, чтобы устранить свою же ошибку? Ведь никто их не просил присваивать гаражу номер 40, во всех моих заявлениях и документах он указан под 41-м — сами по своему усмотрению действовали”.
Ирина Иванова посоветовала все-таки заплатить деньги, получить нужный документ и вступить в права наследства. А после этого написать претензию в двух экземплярах в ПТИ о возврате уплаченной суммы. Деньги должны будут вернуть в течение 10 дней. Если этого не произойдет – обращаться в суд, где потребовать также и компенсации морального вреда.
***
У следующей посетительницы барахлил новенький телевизор: отключался то через минуту, то через пять, а то и через полчаса. В магазине приняли его на проверку, а затем вернули с заключением “дефекта не выявлено”. Покупательница интересовалась, что делать, если недостатки все-таки обнаружатся.
“Провести независимую экспертизу”, — предложила юрисконсульт. Если она подтвердит производственный дефект, продавцы обязаны будут вернуть уплаченную сумму и за телевизор, и за услуги эксперта.
***
Веру Павлову, проживающую по ул. Заводской, 11 в квартире на первом этаже, беспокоил круглосуточный шум из подвала. “Днем на работе, вечером телевизор включишь — вроде не очень слышно, — объясняла она. — Но ночью просто невыносимо. Комиссия приходила, подтвердила: шум присутствует — будем разбираться. И все никак разобраться не могут”.
Совет юриста — направить жалобу в территориальный отдел Роспотребнадзора в Новочебоксарске (ул. Строителей, 56), чтобы замерили уровень шума, в жэк — чтобы устранили недостатки. И в Госжилинспекцию по ЧР (ул. Ленинградская, 22) — чтобы проконтролировали решение проблемы.
***
Елизавета Чунина устала ждать, когда ей изготовят заказанную еще в прошлом году мебель. Срок, который установили мастера, истек 31 января. Со дня на день обещают поставить мебель, но... заказчица спрашивала, какую претензию она может им предъявить.
По Закону РФ “О защите прав потребителей” за срыв сроков при оказании услуги изготовитель обязан выплатить заказчику по 3 процента от общей цены заказа за каждый день просрочки. Необходимо посчитать, сколько набежит на день поставки, и потребовать или снизить на эту сумму общую цену заказа при расчете, или, рассчитавшись полностью, предъявить претензию о выплате неустойки (в двух экземплярах), которую они должны удовлетворить в течение 10 дней.