На прошлой неделе министр образования и молодежной политики ЧР Галина Чернова провела пресс-конференцию, посвященную введению новой системы оплаты труда педагогов.
Модернизация в комплексе
Прежде чем перейти к сути вопроса, Г.Чернова напомнила собравшимся, что увеличение оплаты труда — лишь одно из направлений комплексной модернизации системы образования. Министр вкратце коснулась других направлений. Например, сейчас республика вошла в очередной эксперимент по новой форме сдачи экзаменов в 9 классах (о так называемом муниципальном экзамене “Грани” уже писали. — Прим. авт.). “Пока нет единой системы контроля, мы так и будем опираться на субъективную оценку качества образования, существующую в каждой школе, — подчеркнула она. — Для того, чтобы принимать реальные меры, нужно перестать смотреться в кривое зеркало. Следует знать истинную картину в образовании... Мы сделали новый шаг на этом пути”.
Другой проект, который реализуется совместно с Министерством образования и науки РФ, — программа дистанционного обучения детей-инвалидов. Еще одна новость — в нынешнем году закупят очередную партию школьных автобусов. В республике не останется тех, кому приходится идти до школы больше двух километров. Теперь их станут подвозить на занятия.
Новшеств в Чувашии внедряется много. К примеру, в настоящее время активно разрабатывается стратегия развития образования до 2040 года. Созданы две рабочие группы. Одна корпит над планами развития вузовского, другая — школьного и дошкольного образования.
Воспитатели и тренеры подождут?
По словам Г.Черновой, существуют разные варианты увеличения зарплаты учителям. Наши специалисты изучили опыт других субъектов Российской Федерации. Ни одна из существующих схем не устроила. Чувашии непросто “угнаться” за так называемыми регионами-донорами. Потому решили пойти своим путем.
Увеличить зарплату всем, сразу и значительно нашей республике не по карману. В связи с этим эксперимент в ближайшие годы не затронет учреждения дошкольного и дополнительного образования. Пока он коснется только учителей, да и то не всех: педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, молодых специалистов и директоров школ. С 1 сентября 2007 года их зарплата увеличится существенно. На сколько именно, поднимется ли она в полтора, два или два с половиной раза (по сравнению с той, что была в 2006 году), Галина Чернова не сообщила. Конечно, все подсчеты уже произведены, однако до тех пор, пока новая система оплаты труда (НСОТ) не утверждена, министр воздержалась от обнародования точных данных. Кстати, у общественности еще есть возможность принять участие в обсуждении НСОТ на сайте министерства, при необходимости проект будет скорректирован.
“Приманка” для молодежи
Журналисты спросили, не обидятся ли учителя первой и второй квалификационных категорий? Ведь может произойти так, что “свежеиспеченный” школьный преподаватель, со студенческой скамьи, получит в сентябре больше, чем человек с десятилетним педагогическим стажем? “Вполне вероятно, — согласилась Г.Чернова. — Однако это прерогатива государства: решать, какие категории поддерживать. Увеличение зарплаты молодых специалистов привлечет в образовательные учреждения свежие кадры. Без директоров провести эксперимент просто не получится. Преподаватели высшей квалификационной категории — наш золотой фонд, педагогическая элита. В 14-тысячной армии педагогов Чувашии их всего полторы тысячи человек”.
Предполагается, что в 2008-2009 учебном году эксперимент распространится на всех учителей. Думаю, им небезынтересно узнать, в чем заключаются нововведения.
Зарплата по частям
Учительская зарплата будет состоять из двух частей. Первая — базовая. Кстати, с сентября она увеличится для всех на 20 процентов. Как и сейчас, преподавателям станут оплачивать труд, исходя из количества проведенных уроков. Расчет по тарифной сетке, состоящей из 18 разрядов. Учитываются три параметра: стаж, образование (высшее, среднее, среднее специальное) и квалификационная категория. Причем доплата за нее сильно различается. Самая большая — за высшую, в два раза меньше — за первую, еще в два раза меньше — за вторую. Надбавки за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и некоторые другие (все, относящееся к надтарифной части оплаты) не увеличатся. Впрочем, разработчики НСОТ постарались учесть все виды деятельности учителя. Так, чтобы он не мог сказать: “А за это мне не платят...”
Вторая часть — стимулирующая. В нынешнем году она составит 10 процентов от фонда оплаты труда, в будущем предполагается ее увеличение. Распределять эти деньги будут не только руководители школ, но и общественные организации, участвующие в управлении образованием. Задумка такова — платить педагогам дополнительно за успехи в профессиональной деятельности. На данный момент определены шесть критериев (каждый из них “весит” по-разному), за которые станут начислять баллы. “Разбалловка” сводит к минимуму субъективный подход в оценке.
Получить баллы можно за подготовку призеров городских, республиканских, российских и международных олимпиад, за разработку авторской программы обучения, открытый урок (высшего качества) для коллег... Список пока открыт, можно внести в него и свое предложение. Предполагается, что пересматривать достижения учителя будут два раза в год. Соответственно, с такой же периодичностью будет меняться и стимулирующая часть зарплаты.
Ожидается, что данный эксперимент позволит материально поддержать лучшие педагогические кадры, даст стимул остальным к повышению своей квалификации.
Андрей СЕРГЕЕВ.