Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

В эксперимент войдут не одни “старики”

8

На прошлой неделе министр образования и молодежной политики ЧР Галина Чернова провела пресс-конференцию, посвященную введению новой системы оплаты труда педагогов.
 

Модернизация в комплексе
Прежде чем перейти к сути вопроса, Г.Чернова напомнила собравшимся, что увеличение оплаты труда — лишь одно из направлений комплексной модернизации системы образования. Министр вкратце коснулась других направлений. Например, сейчас республика вошла в очередной эксперимент по новой форме сдачи экзаменов в 9 классах (о так называемом муниципальном экзамене “Грани” уже писали. — Прим. авт.). “Пока нет единой системы контроля, мы так и будем опираться на субъективную оценку качества образования, существующую в каждой школе, — подчеркнула она. — Для того, чтобы принимать реальные меры, нужно перестать смотреться в кривое зеркало. Следует знать истинную картину в образовании... Мы сделали новый шаг на этом пути”.
Другой проект, который реализуется совместно с Министерством образования и науки РФ, — программа дистанционного обучения детей-инвалидов. Еще одна новость — в нынешнем году закупят очередную партию школьных автобусов. В республике не останется тех, кому приходится идти до школы больше двух километров. Теперь их станут подвозить на занятия.
Новшеств в Чувашии внедряется много. К примеру, в настоящее время активно разрабатывается стратегия развития образования до 2040 года. Созданы две рабочие группы. Одна корпит над планами развития вузовского, другая — школьного и дошкольного образования.

Воспитатели и тренеры подождут?
По словам Г.Черновой, существуют разные варианты увеличения зар­платы учителям. Наши специалисты изучили опыт других субъектов Российской Федерации. Ни одна из существующих схем не устроила. Чувашии непросто “угнаться” за так называемыми регионами-донорами. Потому решили пойти своим путем.
Увеличить зарплату всем, сразу и значительно нашей республике не по карману. В связи с этим эксперимент в ближайшие годы не затронет учреждения дошкольного и дополнительного образования. Пока он коснется только учителей, да и то не всех: педагогов, имеющих выс­шую квалификационную категорию, молодых специалистов и директоров школ. С 1 сентября 2007 года их зарплата увеличится существенно. На сколько именно, поднимется ли она в полтора, два или два с половиной раза (по сравнению с той, что была в 2006 году), Галина Чернова не сообщила. Конечно, все подсчеты уже произведены, однако до тех пор, пока новая система оплаты труда (НСОТ) не утверждена, министр воздержалась от обнародования точных данных. Кстати, у общественности еще есть возможность принять участие в обсуждении НСОТ на сайте министерства, при необходимости проект будет скорректирован.

“Приманка” для молодежи
Журналисты спросили, не обидятся ли учителя первой и второй квалификационных категорий? Ведь может произойти так, что “свежеиспеченный” школьный преподаватель, со студенческой скамьи, получит в сентябре больше, чем человек с десятилетним педагогическим стажем? “Вполне вероятно, — согласилась Г.Чернова. — Однако это прерогатива государства: решать, какие категории поддерживать. Увеличение зарплаты молодых специалистов привлечет в образовательные учреждения свежие кадры. Без директоров провести эксперимент просто не получится. Преподаватели высшей квалификационной категории — наш золотой фонд, педагогическая элита. В 14-тысячной армии педагогов Чувашии их всего полторы тысячи человек”.
Предполагается, что в 2008-2009 учебном году эксперимент распространится на всех учителей. Думаю, им небезынтересно узнать, в чем заключаются нововведения.

Зарплата по частям
Учительская зарплата будет состоять из двух частей. Первая — базовая. Кстати, с сентября она увеличится для всех на 20 процентов. Как и сейчас, преподавателям станут оплачивать труд, исходя из количества проведенных уроков. Расчет по тарифной сетке, состоящей из 18 разрядов. Учитываются три параметра: стаж, образование (высшее, среднее, среднее специальное) и квалификационная категория. Причем доплата за нее сильно различается. Самая большая — за высшую, в два раза меньше — за первую, еще в два раза меньше — за вторую. Надбавки за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и некоторые другие (все, относящееся к надтарифной части оплаты) не увеличатся. Впрочем, разработчики НСОТ постарались учесть все виды деятельности учителя. Так, чтобы он не мог сказать: “А за это мне не платят...”
Вторая часть — стимулирующая. В нынешнем году она составит 10 процентов от фонда оплаты труда, в будущем предполагается ее увеличение. Распределять эти деньги будут не только руководители школ, но и общественные организации, участ­вующие в управлении образованием. Задумка такова — платить педагогам дополнительно за успехи в профессиональной деятельности. На данный момент определены шесть критериев (каждый из них “весит” по-разному), за которые станут начислять баллы. “Разбалловка” сводит к минимуму субъективный подход в оценке.
Получить баллы можно за подготовку призеров городских, республиканских, российских и международных олимпиад, за разработку авторской программы обучения, открытый урок (высшего качества) для коллег... Список пока открыт, можно внести в него и свое предложение. Предполагается, что пересматривать достижения учителя будут два раза в год. Соответ­ственно, с такой же периодичностью будет меняться и стимулирующая часть зарплаты.
Ожидается, что данный эксперимент позволит материально поддер­жать лучшие педагогические кадры, даст стимул остальным к повышению своей квалификации.
Андрей СЕРГЕЕВ.