1 сентября 27 мальчиков и девочек впервые переступят порог моего класса. Родители в эти дни спрашивают меня, что с ребенком “подтянуть”, на что необходимо “налечь”, что “усилить” в подготовке сына или дочки к школе.
Честно сказать, этими вопросами они меня озадачили: у каждого из 27 будущих первоклассников свой уровень дошкольной подготовки. Одни владеют навыками чтения, письма и счета, другие нет. И это не страшно! Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
В последние годы меня настораживает, что будущие первоклашки с трудом рассказывают о себе, имеют скудные сведения об окружающем мире, не ориентируются во времени и пространстве, не умеют словесно разрешать несложные конфликтные ситуации и подчинять свое поведение законам и правилам.
Родители же понимают подготовку сына или дочки к школе как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, чтобы “пошел подготовленным”. При этом они путают два понятия: “раннее развитие” и “раннее обучение”. В первом случае не нужно никакой готовности, было бы желание. Тогда необходимо поместить ребенка в такую среду, в которой ему не мешают познавать новое.
Обучение же подразумевает определенную готовность к нему как физическую, так и моральную. Увы, сегодня раннее обучение, завуалированное под развитие, стало коммерчески выгодным. На мой взгляд, важно развивать способности ребенка, а не снабжать его знаниями, которые не являются залогом успеха.
Что же в приоритете? Позволю себе дать несколько практических советов.