Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Пойти в школу “подготовленным”

19.08.2017 / /
1

1 сентября 27 мальчиков и девочек впервые переступят порог моего класса. Родители в эти дни спрашивают меня, что с ребенком “подтянуть”, на что необходимо “налечь”, что “усилить” в подготовке сына или дочки к школе.

Честно сказать, этими вопросами они меня озадачили: у каждого из 27 будущих первоклассников свой уровень дошкольной подготовки. Одни владеют навыками чтения, письма и счета, другие нет. И это не страшно! Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
В последние годы меня настораживает, что будущие первоклашки с трудом рассказывают о себе, имеют скудные сведения об окружающем мире, не ориентируются во времени и пространстве, не умеют словесно разрешать несложные конфликтные ситуации и подчинять свое поведение законам и правилам.
Родители же понимают подготовку сына или дочки к школе как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, чтобы “пошел подготовленным”. При этом они путают два понятия: “раннее развитие” и “раннее обучение”. В первом случае не нужно никакой готовности, было бы желание. Тогда необходимо поместить ребенка в такую среду, в которой ему не мешают по­знавать новое.
Обучение же подразумевает определенную готовность к нему как физическую, так и моральную. Увы, сегодня раннее обучение, завуалированное под развитие, стало коммерче­ски выгодным. На мой взгляд, важно развивать способности ребенка, а не снабжать его знаниями, которые не являются залогом успеха.
Что же в приоритете? Позволю себе дать несколько практических советов.

  • С ранних лет укрепляйте здоровье будущего школьника, ведите здоровый образ жизни. Рецепт известен давно: прогулки и игры на свежем воздухе, процедуры закаливания, правильное сбалансированное дет­ское питание.
  • Расширяйте представление ребенка об окружающем мире. Способов много: беседы, книги, познавательные игры.
  • Развивайте речь ребенка (нет ничего лучше совместного чтения и обсуждения прочитанного).
  • Взаимодействию и общению со сверстниками и взрослыми дети учатся в ролевых играх, обыгрывая обычные житейские ситуации: в магазине, парикмахерской, на стройке, игре в дочки-матери.
Ольга БОГАТНАЕВА, учитель начальных классов высшей категории гимназии № 6