9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Владимир Ежов: Мне нужна в турнире муза

Фото из личного архива В.ЕжоваВладимир Ежов: Мне нужна в турнире муза

Фото из личного архива В.Ежова

Владимир Ежов: Мне нужна в турнире муза

Владимир Ежов: Мне нужна в турнире муза


0

“Грани” подготовили интервью с удивительным человеком: спортсменом, математиком, поэтом и театралом. В России он в год проводит от силы два месяца, так как с 2012 года постоянно преподает в университете им. Флиндерса в городе Аделаида (Австралия). Родом он из Москвы, а в Чебоксарах оказался по приглашению друга — боксера Владимира Мельника, вице-президента федерации бокса ЧР, чемпиона Европы 1983 года. Именно благодаря его инициативе в неформальной обстановке творческого вечера с необычным москвичом и его поэтическим сборником “Мне нужна в турнире муза” смогли познакомиться и задать вопросы чувашские по­эты и журналисты.

Влюбиться в спорт… по звуку
— В Алуште, в этом курорт­ном городке, я оказался в 1969 году и именно там полюбил теннис. Знаете, люди видят спорт и влюбляются в него, а я услышал, когда мне было восемь лет. Услышал звук теннисного мяча и пошел на него, как зомби, сквозь кипарисы. Пробрался и увидел, какая это замечательная, элегантная игра.
И не только теннисом Алушта знаменита. Там есть стадион “Спартак”, куда приезжали замечательные спортсмены со всей страны. И я помню, пойду в столовую (приглашала меня туда моя тетя, которая была тренером Украины по велоспорту), а за столиком напротив обедает Леонид Жаботинский, знаменитый советский штангист, выступавший в супертяжелом весе. И никогда не забуду, как на моих глазах он за раз съел две курицы. Взял за ножку одну — съел, а потом другую.
Там же был московский хоккейный “Спартак”, киевский “Спартак” гандбольный, который никто за 23 года не обыграл. Фигуристы Роднина и Уланов тоже туда приезжали. По какой аллее ни пойдешь, встретишь знаменитых спортсменов.
И в этом году я снова оказался в Крыму — друзья позвали на турнир, и там сочинил стихо­творение о стадионе “Спартак” в Алуште. Сейчас на месте этого стадиона собираются построить Центр олимпийских сборных всех видов спорта страны.
Баллада-репортаж
— Меня друзья-теннисисты спрашивали, все ли можно донести в стихах. В польском Сопоте мы часто собираемся с друзьями-спортсменами. В их числе чемпионка Ольга Шапошникова, сейчас она живет в Гамбурге, тренирует и играет в ветеранских турнирах. Была одной из первых теннисисток Германии по рейтингу.
Она как-то рассказала, как выиграла чемпионат Европы в Баден-Бадене с сильной травмой ноги, с которой и на корт-то не выходят. И она говорит: “А сможешь эту историю в стихах описать?” “Будет непросто, — говорю. — Но я попробую”. Так на свет появилась баллада-репортаж от первого лица “За женщину в прусском селении”:
…6-5 — и в запасе подача,
Но поскольку уже не сдержать…
От боли в бессилии плачу —
Противно, когда себя жаль.
Высоцкий и Пушкин для развития памяти
Коллеги и единомышленники из чебоксарского поэтиче­ского круга, присутствовавшие на творческом вечере, не смогли не отметить феноменальную память героя встречи.
— Это заслуга родителей. Когда я много в детстве болел, родители оставляли меня дома, научив менять кассеты в магнитофоне. И я слушал Галича, Окуджаву и все запоминал, потом, когда в детский сад приходил, начинал петь эти песни, в том числе Высоцкого “Что же ты, зараза”. Конечно, родителей вызывали: чему ваш сын учит остальных детей? Вот так тренировалась слуховая память.
А еще бабушка и дедушка заставляли меня учить Пушкина, и каждую неделю я отчитывался, сколько выучил из “Евгения Онегина”. И, в конце концов, где-то годам к восьми знал наизусть первую главу. И это оказало мне неоценимую услугу! Причем Пушкина я запоминал зрительно: как выглядит страница, сколько строк, строф. И потом, когда нужно было учить большие тексты, связанные с театром, я мог посмотреть, как выглядит страница, раза три прочесть и запоминал все наизусть. И с тех пор память меня не подводит.
Театр на Таганке
— Я с шести лет ходил в театр, меня бабушка водила в МХАТ, Малый театр на всю эту классику, и в детстве мы разговаривали репликами из разных пьес. По­этому следующая книга будет  театральный дневник. Формат необычный — воспоминания и истории будут сопровождаться стихами.
В 2020 году будут юбилеи — 130-летие со дня рождения и 60 лет с даты смерти Бориса Пастернака. Очень хочется достучаться до организаторов и провести масштабные меро­приятия на всю страну или даже весь мир.
Пастернак — объединяющая фигура в литературе на русском языке. К тому же еще живы его современники, издатели “Доктора Живаго” в Европе.  
— Вы кажетесь таким идеальным, а приходилось попадать в смешные, нелепые ситуации?
— В Театре на Таганке я года с 80-го. Тогда московские студенты подрабатывали даже не за билеты, а входные. За целый день работы можно было получить право прийти с девушкой или другом просто посмотреть спектакль. Раз меня мой приятель туда привел, я там поработал полдня и подумал, что дорогой ценой это достается. И поэтому решил с кем-то в театре познакомиться и так удачно — подружился с главным администратором. Сам я мог приходить когда угодно, но мне захотелось привести туда девушку (свою будущую супругу). Она еще училась в старших классах и обожала театр, для нее попасть на спектакль в Театре на Таганке было несбыточной мечтой.
Прихожу за ней в два часа дня, она нарядилась ради такого случая. Выходим из метро и подходим не к главному входу, а к служебному. Из кустов достаю халат и ведро и говорю: “Это твой маскарадный костюм. Пойдешь в комнатку и до 19 часов, когда начнется спектакль, сидишь и читаешь книжку. Если кто-то спросит — ты работаешь у Инны Андреевны”.
Она на эту авантюру согласилась (на третий день знаком­ства!). Я ее оставил, через какое-то время заглянул раз, другой — сидит на месте, читает. На третий раз смотрю — ее нет. Думаю, кто девушку увел? Пошел искать по театральным катакомбам, не нашел и решил заглянуть в зал. А она там драит сцену! Я спрашиваю: “Как?”
Она и рассказала: “Два раза фраза сработала. А потом пришла женщина и поинтересовалась, что я тут делаю. Я ответила: “Работаю у Инны Андреевны”.
— Инна Андреевна — это я.
— Значит, это у вас я и работаю, — ловко заключила моя гостья.
— Ну, пошли работать! — с улыбкой согласилась завхоз, вручая швабру.
В итоге они подружились, и моя девушка могла приходить уже просто так. Вот такой получился курьез, боевое крещение, которое не каждый бы с достоинством вынес.
Цюрих — Москва — Самара
— Мой хороший знакомый Вениамин Борисович Смехов поставил на Таганке “Нет лет”. Попасть на него у меня все никак не получалось — то я в Авст­ралии, то театр на гастролях или в отпуске. И он мне предложил: “Володя, может, ты к нам приедешь посмотреть его на Грушинский фестиваль?” — “А я ведь прилечу!”
У меня как раз накануне доклад в Риме. Потом Цюрих — Москва — Самара, а дальше как-нибудь до Федоровских лугов — где-то рядом, думал я. Оказалось, 80 километров от аэропорта! В итоге на проходную фестиваля попал за три минуты до начала спектакля. А за 6 километров от сцены на машинах нельзя — только пешком. У меня же огромные теннисные баулы, с которыми только на следующий день бы дошел.
Тут меня озарило: открываю окно и говорю охраннику: “Я участвую в спектакле, у меня на третьей минуте выход”. И машину пропускают почти до сцены! Так я не только спектакль смог по­смотреть, но и заключительный концерт.
Математик — неблагодарная профессия
— В математике удалось решить несколько задач, причем первая из них решилась на корте (во время тренировки) и стала основой для моей диссертации в МГУ. Вечером пришел домой, записал, и удивительно, но наутро прочитал, и оказалось — все правильно!
Но если есть возможность, не становитесь математиком. Математик — неблагодарная профессия. Постоянное чувство неудовлетворения, как будто все время что-то не получается, а если и получается, то два раза в год. И только в это время счастье. А потом снова депрессия. Все остальные мои занятия — это способ отвлечься от математической депрессии, уйти в другое, и такой алгоритм работает!

Досье

Родился в Москве в 1961 году. В 1978-м поступил на мехмат МГУ, где после защиты диссертации остался преподавать на кафедре теории функций и функционального анализа. С 1991 года преподает в университетах и математиче­ских институтах Австралии, Германии, США. Со студенческих лет увлеченно занимается теннисом, успешно выступал за команду МГУ, а также на всесоюзных турнирах, в 2008 году в составе сборной команды Австралии выступал на первенстве мира среди ветеранов. По­эзией увлекается со школьных лет, сочинял для театральных постановок, для аделаидского театра “Антитеза” вел рубрику в Интернете. Помимо многочисленных научных публикаций печатался в литературных газетах и электронных изданиях.

  • Фото из личного архива В.Ежова
  • Iezhov.jpg