Что изменится в России с 1 июля 2024 года

Университет полюбила сразу, и он отвечает взаимностью

Людмиле Васильевой очень понравилась выставка советского быта газеты “Грани”. Особенно радиотехника, устройство которой она знает досконально. Тот же “Тетрис” — интересный предмет, на примере его устройства можно разобрать несколько разделов физики.  Университет полюбила сразу, и он отвечает взаимностью Десятилетие науки в России

Людмиле Васильевой очень понравилась выставка советского быта газеты “Грани”. Особенно радиотехника, устройство которой она знает досконально. Тот же “Тетрис” — интересный предмет, на примере его устройства можно разобрать несколько разделов физики.


0

Продолжаем цикл публикаций об ученых Чувашии, которые во время объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий определяют векторы развития этих направлений. Мы побеседовали с преподавателем кафедры радиотехники и радиотехнических систем Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова Людмилой ВАСИЛЬЕВОЙ. Она родилась в Вурнарском районе, но уже более десяти лет живет в Новочебоксарске.
Увидела объявление — и в вуз
— Людмила Анатольевна, как вы оказались в Новочебоксарске?
— В 2013 году, когда я уже работала в университете, вуз предоставил жилье в Новочебоксарске. С тех пор я здесь, в этом замечательном городе. Переезжать не собираюсь. Меня всё полностью устраивает.
— То есть вуз сроднил вас с Новочебоксарском. А как он подружил вас с наукой?
— Училась я в Кюстюмерской средней общеобразовательной школе. Физикой активно начала интересоваться в десятом классе. Но после окончания школы в 2002 году сдавала ЕГЭ только по математике и русскому языку. И тут на глаза попалось объявление в газете “Çамрăксен хаçачӗ” о том, что можно записаться на подготовительные курсы в ЧувГУ по физике, химии и биологии. Рассказала об этом родителям, они дали добро, и мы с папой поехали в Чебоксары.
В столице Чувашии я была впервые. Две недели проучилась и сдала экзамен по физике. Баллы были хорошие, подала заявление на физико-технический факультет. Правда, папа хотел, чтобы я поступала на медицинский факультет, но физическое направление мне было интереснее.
Узнала, что поступила, в августе. Дело в том, что в те времена интернет был не развит, списки там не вывешивали, потому можно было узнать, прошел ты или нет, только в самом вузе. И вот мы с мамой приехали в Чебоксары, посмотрели список, оказалось, что я в нем. Радостно побежали на факультет, там оформили все документы.
Университет я полюбила сразу.

Гейзенберги на подходе
— Что вам запомнилось во время обучения?
— Специализация “Квантовая физика”, изучение методики преподавания физики, радиотехника, атомная физика. Помню, было задание снять спектр водорода. Проявляли снимки по старинке: ванная, красное свечение. И наша небольшая девичья группа единственная справилась с этим заданием, у ребят не получилось с первого раза. Там сложные настройки, нужна большая внимательность к деталям. Но в итоге мы увидели, что требовалось, такая была радость!
Мне интересен был стык оптики и электроники: откуда возникает оптическое излучение, как оно проявляется и как его можно применить в различных технологиях.
Мы проходили и оптические эффекты квантового мира: квантовую электронику, технологии производства лазеров.
— Вам не показался странным квантовый мир: эффект наблюдателя, кот Шредингера?
— Нет, всё это описывается строгими формулами. Нужно опираться на них. А так да, если человек со стороны сталкивается с этим, может возникнуть вопрос: как возможно, что один и тот же объект одновременно может быть и частицей, и волной? Но есть логически выверенные объяснения всем явлениям. Стоит только по­грузиться в этот мир, и всё сразу становится на свои места. Чему и обучают в ЧувГУ. Так что ждем будущих Гейзенбергов на технических специальностях.

Давайте поработаем
— Как вы стали преподавателем?
— В 2007-м окончила вуз, после чего пригласили работать на факультете радиоэлектроники и автоматики. Там же и осталась. Произошло это так. Трех студентов, в том числе и меня, в марте-апреле 2007 года, когда мы оканчивали пятый курс, порекомендовал взять на работу доктор физико-математических наук, профессор Геннадий Телегин, которого, к сожалению, уже нет с нами. На факультете как раз открывалась новая кафедра телекоммуникационных систем и технологий под руководством кандидата физико-математических наук, доцента Всеволода Андреева. Мы подошли к нему, побеседовали. Он сказал: “Давайте поработаем, вы меня полностью устраиваете”. И начал давать нам читать научные работы. После получения дипломов мы трое сразу написали заявление о приеме на кафедру. Но еще успела немного поработать в другом месте.
— Где?
— На заводе “Промтрактор” в отделе технического контроля. Но, проработав там полтора месяца, поняла, что преподавание в вузе мне ближе. Мой непосредственный руководитель на заводе после беседы поддержала мое решение. “Вы нам, конечно, очень нужны, но ваше желание поддерживаю”, — сказала она.

Наука довела до Владивостока
— С чего начали работу на кафедре?
— Поступила заочно в аспирантуру, начали с Всеволодом Андреевым готовить научные статьи. Кстати, они переведены на английский язык. Ездили на множество конференций в Москву, Дубну, Санкт-Петербург, Псков, Саратов. Побывала даже во Владивостоке на курсах повышения квалификации. В 2016 году уже выходила на защиту диссертации, но нужно было уделять больше времени семье, в 2017-м появился ребенок, на два года ушла в декретный отпуск. Но кандидатскую всё же буду защищать, у меня уже немалый опыт преподавания, подготовки научных исследований. Изучаю математическое моделирование физических процессов, происходящих в озонаторах, расчет электромагнитах полей. Совместно с коллегами провела много экспериментов на эту тему, подготовила статьи. Спасибо вузу, что дает возможность развиваться в любимом мною направлении.
— Что вы сейчас преподаете?
— На факультете радиоэлектроники и автоматики метрологию, стандартизацию и сертификацию электроники, компоненты электронной техники. Это на младших курсах. А на третьем — электродинамику и на четвертом — волоконно-оптические линии связи. Нагрузка в день — 3-4 пары. Провожу лекции, практики, лабораторные занятия.
Тружусь на кафедре радиотехники и радиотехнических систем. Ту, куда я пришла в 2007 году, уже несколько лет как расформировали. Кстати, когда вышла на новую кафедру из декретного отпуска, одновременно поступила в магистратуру, два года еще отучилась. Это было нужно, чтобы лучше разбираться в специфике предметов.


Время интеллектуалов
— Расскажите о том, что у вас нового в лабораториях.
— В прошлом году открыли лабораторию, где изучаем GPS-навигацию. А по моей дисциплине “Волоконно-оптические линии связи” идет плотное сотрудничество с предприятиями Чувашии, которые предоставляют нам новейшее оборудование для изучения предмета. Например, недавно у нас появился обучающий стенд от “Каскад-групп”. С помощью этого стенда понимаем, что из себя представляют волоконно-оптические линии связи, кабель, как происходит процесс передачи информации благодаря оптическому сигналу.
В этой дисциплине происходит много новых открытий, приходится читать немало научной литературы, чтобы давать студентам самые современные знания. Поэтому и методические пособия обновляем, в том числе и я этим занимаюсь. Но в первую очередь моя задача — дать базу, чтобы на старших курсах ребята могли погрузиться уже в узкую специфику процессов.
С радостью могу отметить, что есть настоящие интеллектуалы, с первых курсов глубоко понимающие предмет. Кто-то, конечно, включается попозже, понимая, что без знаний дальше в профессии делать нечего, и наверстывает программу достаточно быстро. Все мы разные, но тот, кто идет к цели, добьется поставленных задач. А мы, преподаватели, обязательно поможем.

Развить способности помогут
— На факультете вы еще и замдекана по учебной работе. В чем она состоит?
— Занимаюсь всем, что связано с учебным процессом: от составления расписания занятий до учебных планов, образовательных программ, назначения стипендий, бесед с кураторами групп. Контролирую всё, что с этим связано: чтобы было вовремя сдано, правильно составлено с учетом нюансов, федеральных законов об образовании. Хочу отметить, что у нас на факультете нет нехватки студентов, загрузка мощностей, скажем так, приличная, есть те, кто обучается по контракту, целевому направлению.
Однако всё же хотелось бы, чтобы больше выпускников рассматривали в качестве будущей профессии именно техническое направление. Перекос в этом году в сторону того, что сдают гуманитарные дисциплины на ЕГЭ, всё же есть, я изучала статистику по стране. Понятно, что каждому свое, но если у вас есть способности в области математики, физики, приходите к нам. У нас интересно, познавательно, вы будете смотреть на мир совершенно другими глазами. Да и престиж технических специальностей вырос за последнее время многократно. Предприятия испытывают дефицит кадров, а мощностей требуется всё больше, потому и зарплаты растут. Без работы, да еще и хорошо оплачиваемой, наш выпускник гарантированно не останется.    


О технике

Многое привыкла делать своими руками. Этому же учу и студентов. Можем разобрать простые электронные устрой­ства с целью изучения до мельчайших элементов, посмотреть выходные сигналы на измерительных приборах, понять, что и как неправильно работает, починить, если нужно. Это очень интересно, стоит только немного вникнуть в процесс. А если еще хорошо знать теорию, то одно удовольствие этим заниматься.

О Новочебоксарске

Город очень приятный. Здесь всё есть, что нужно человеку, в том числе семейному. И Волга рядом, роща. Любим гулять по аллее Славы, набережной. Занимаемся спортом. В Чебоксары ездить привыкла, в дороге можно почитать статьи, ознакомиться с полезной информацией.

Фото автора

  • Людмиле Васильевой очень понравилась выставка советского быта газеты “Грани”. Особенно радиотехника, устройство которой она знает досконально. Тот же “Тетрис” — интересный предмет, на примере его устройства можно разобрать несколько разделов физики.