Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Ресурсный класс — особая подготовка к школе

Ребята организованно провели зарядку с пришедшими гостями. За неделю учебы они достигли больших успехов.  Фото автораРесурсный класс — особая подготовка к школе

Ребята организованно провели зарядку с пришедшими гостями. За неделю учебы они достигли больших успехов. Фото автора

Евгения Александрова — учитель ресурсного класса.Ресурсный класс — особая подготовка к школе

Евгения Александрова — учитель ресурсного класса.

У каждого ученика свой тьютор.Ресурсный класс — особая подготовка к школе

У каждого ученика свой тьютор.

Зона сенсорной разгрузки.Ресурсный класс — особая подготовка к школе

Зона сенсорной разгрузки.

Зона индивидуальных занятий. Парты были сделаны своими силами — с любовью к ученикам.Ресурсный класс — особая подготовка к школе

Зона индивидуальных занятий. Парты были сделаны своими силами — с любовью к ученикам.

Наталья НИКОЛАЕВА, председатель общественной организации “Союз женщин Чувашии”Ресурсный класс — особая подготовка к школе

Наталья НИКОЛАЕВА, председатель общественной организации “Союз женщин Чувашии”

Директор школы № 3 Любовь ОБРУБОВА.Ресурсный класс — особая подготовка к школе

Директор школы № 3 Любовь ОБРУБОВА.

Начальник отдела образования администрации города Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА. Ресурсный класс — особая подготовка к школе

Начальник отдела образования администрации города Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА.


0

Инклюзивное образование стало новой тенденцией социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Когда вопрос касается детей с расстройствами аутистического спектра, привыкание к учебному процессу должно происходить постепенно: переходу в общеобразовательный класс должна предшествовать мягкая адаптация. В этом году в Новочебоксарске открылся первый ресурсный класс на базе школы № 3.
В нашем городе существует хорошая практика специального образования, примеры тому — коррекционная школа и детские сады компенсирующего вида, в том числе детский сад № 44 “Поляночка”, где функционируют группы для детей с задержкой психического развития и отдельно — с расстройствами аутистического спектра.
“Понимаем, что посадить наших детей в класс с 25 учениками сразу невозможно, им необходимо постепенное привыкание к учебной среде и образовательному процессу. Мы слышали о практике ресурсных классов в Чебоксарах и захотели, чтобы такой появился и в нашем городе. Написали коллективное заявление в Министерство образования республики. Затем был дан старт благотворительной акции “Взрослые — детям”, в рамках которой были выделены средства на создание ресурсного класса”, — делится Елена Сергеевна, мама мальчика с РАС.


  • Наталья НИКОЛАЕВА, председатель общественной организации “Союз женщин Чувашии”:
    – К сожалению, мы часто сталкиваемся с потребительским отношением общества. Государство предоставляет множество возможностей — бери и пользуйся. Спасибо родителям, что вы не требуете, как это обычно происходит, а участвуете сами в процессе, задаете стандарт своим детям и нашему образованию. Сложно идти, когда нет проторенных путей, но, с другой стороны, интересно, потому что вы создаете традиции. Как говорится, дорогу осилит идущий.


Строго по расписанию
Для администрации школы № 3 решение, что их учебное заведение станет площадкой для открытия первого ресурсного класса в городе, стало неожиданностью, ведь им прежде не приходилось работать с такими детьми.
“Это ведь серьезная ответственность. Мы изучили методическую литературу, отправляли наших специалистов на стажировку в Пензу, перенимали опыт коллег. На полученные средства, а это 486 тысяч рублей, закупили все необходимое оборудование: телевизор, компьютер, планшеты для детей, черно-белый и цветной принтеры, ламинатор и другие технические средства. На одни только методические пособия у нас ушло 90 тысяч рублей.
Дело в том, что детям с РАС нужна четкая планировка своих действий. Утро у них начинается с составления распорядка дня, расписания с помощью карточек. И весь учебный день проходит по плану. Сходили на завтрак — карточку убрали: “Мы это сделали, молодцы”. Обучение у детей полностью наглядное. Поэтому на доске висит список того, что им понадобится на уроке, с иллюстрациями”, — рассказывает директор школы № 3 Любовь ОБРУБОВА.
Ресурсный класс состоит из четырех зон: рабочая — для учителя, зоны групповых и индивидуальных занятий, сенсорной разгрузки, где дети могут отдыхать от учебного процесса, играть.

Педагоги и тьюторы
Сегодня в России по программам общего образования в рамках инклюзии обучаются более миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья. На январь 2023 года, по данным РИА “Новости”, 45 тысяч детей с расстройствами аутистического спектра включены в систему российского образования.
Развитие инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается прежде всего с проблемой неподготовленности системы общего образования. Не секрет, что потребность в квалифицированных кадрах в настоящее время в разы превышает реальное число имеющихся специалистов.
Поиск педагогов был самой непростой задачей для открытия ресурсного класса. Выпускница школы № 3 Евгения АЛЕКСАНДРОВА окончила факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ. “Уже на втором курсе я решила, что хочу работать с детьми с отклонениями в развитии. Очень рада, что именно на базе моей родной третьей школы появилась возможность социализировать детей с РАС в общество”, — рассказывает Евгения Владимировна.
Несмотря на свой возраст, молодой педагог отлично справляется с учениками. Тот результат за неделю обучения, что первокласс­ники продемонстрировали перед гостями, — прекрасный показатель. На данный момент у Евгении Александровой шесть учеников, это максимальное количество для ресурсного класса.
“Есть все кадры: учитель-дефектолог, психолог, логопед и тьюторы, сопровождающие учеников на протяжении всего дня. В качестве тьюторов у нас работают студенты специализированных факультетов педагогических колледжей и университетов. Опыт показывает, что студенты — специалисты, которые легко включаются в работу. Они прекрасно понимают специфику работы с нашими детьми. Занимаются со своими подопечными индивидуально, прорабатывают пройденный материал, закрепляют новые знания”, — говорит директор школы.

Взгляд в будущее
“Основная цель создания ресурсного класса — перспектива выхода ребенка в общеобразовательный класс. Это будет происходить постепенно, какие-то уроки он потихоньку начнет посещать с классом, в котором числится, — поясняет начальник отдела образования администрации города Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА. — Почти 30 лет я проработала в комиссии, составляя индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ. И ситуация год от года лучше не становится.
В учреждениях дошкольного образования у нас уже числятся 11 детей, которым выставлен диагноз “аутизм”. Тех, что в будущем году пойдут в первый класс, — трое. Через два года — четверо. И их родители уже ожидают, что дети начнут учиться в условиях мягкой адаптации к общеобразовательной школе.
И хотя в ресурсном классе могут заниматься ученики всей начальной школы, мы все-таки надеемся, что до второго полугодия у нас некоторые ребята окажутся в общеобразовательных классах вместе со своими тьюторами. Все это, конечно, исходя из индивидуальных возможностей ребенка. Почему мы говорим о мягкой адаптации? Мы не стараемся сделать всё быстрыми темпами”.


СПРАВКА

Благотворительная акция “Взрослые — детям” проходит в Чувашии с 1 июня по 1 октября. Она проводится Министерством образования республики совместно с Союзом женщин Чувашии и региональным отделением Российского детского фонда. Принять участие в ней могут предприятия, организации, депутаты, молодежные объединения, волонтерские отряды и просто неравнодушные люди.

  • Ребята организованно провели зарядку с пришедшими гостями. За неделю учебы они достигли больших успехов.  Фото автора
  • Евгения Александрова — учитель ресурсного класса.
  • У каждого ученика свой тьютор.
  • Зона сенсорной разгрузки.
  • Зона индивидуальных занятий. Парты были сделаны своими силами — с любовью к ученикам.
  • Наталья НИКОЛАЕВА, председатель общественной организации “Союз женщин Чувашии”
  • Директор школы № 3 Любовь ОБРУБОВА.
  • Начальник отдела образования администрации города Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА.