Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Когда банк хитрит

Рисунок с сайта banki.ruКогда банк хитрит финграмотность Личные финансы

Рисунок с сайта banki.ru

Надежда НИЗАМОВАКогда банк хитрит финграмотность Личные финансы

Надежда НИЗАМОВА

Юрий ВОРОНИНКогда банк хитрит финграмотность Личные финансы

Юрий ВОРОНИН


Недавно наш постоянный читатель Лев ГРИГОРЬЕВ (фамилия по его просьбе изменена) рассказал нам о том, что менеджер одного из банков навязал ему, особо не разбирающемуся в финансовых вопросах пенсионеру, дополнительные услуги. Причем умудрился это сделать без ведома новочебоксарца. Дело было так: пенсионер отказался от второй страховки, но банк всё равно включил ее в кредитный договор. Не ожидая подвоха, Лев Григорьев подписал документы и оплатил две страховки. И понял это, только придя домой и вчитавшись в договор.


Как не должен вести себя кредитор, что должно быть прописано в кредитном договоре и, главное, чего там не должно быть, а также куда жаловаться, если вы столкнулись с банковским обманом, разбираем вместе с ЦБ РФ и специалистом по кредитному контенту Банки.ру Надеждой НИЗАМОВОЙ.

Ситуация 1
Банк не дает время на изучение договора.
На изучение условий кредитного договора у вас есть пять дней. За это время ни банк, ни МФО не могут изменить свое предложение. Например, в понедельник вы зашли в банк, взяли договор домой, посоветовались с родными или юристом и, если ничего не смущает, в пятницу его подписали.
Если финансовая компания нарушила ваши права, сначала обратитесь с претензией к ней. Это можно сделать в офисе, через сайт или письмом по почте. У некоторых банков в мобильных приложениях есть специальные формы для обращений.
Иногда жалобы в саму организацию оказывается достаточно, чтобы решить проблему. Но даже если вы собираетесь обращаться в другие инстанции, не пропускайте этот этап.

Ситуация 2
Банк прячет от вас реальные условия низкой ставки.
Некоторые банки оформляют предложения о кредитах так, чтобы условия снижения ставки не слишком бросались в глаза. Например, пишут мелким шрифтом про оплату дополнительных услуг. Это вводит в заблуждение и считается нарушением в сфере конкуренции.
Вы должны еще до подписания договора понять, во сколько обойдется кредит. Если финансовая организация рассказывает о выгодных условиях, а по факту выгоды никакой, можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу.
Так, в мае ФАС оштрафовала один банк на 600 тыс. рублей за нарушение закона о рекламе. Условия для получения пониженной процентной ставки по кредиту указывались в рекламе мелким шрифтом. А крупным — только привлекательная ставка от 4,9%. Данные о других условиях, влияющих на стоимость кредита и возможность его получения (сумма, срок, условие о заключении договора страхования и другое), размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом.
Пожаловаться в ФАС можно через форму обратной связи на сайте службы, по электронной почте и через портал “Госуслуги”.

Ситуация 3
Банк заваливает вас рекламными сообщениями.
Если банк зачастил с рекламными сообщениями, а вы даже не давали на них согласие, можете снова обращаться в ФАС.
Контакты: Чувашское УФАС России, адрес: Чебоксары, Московский проспект, д. 2, официальный сайт: www.chuvashia.fas.gov.ru, e-mail: to21@fas.gov.ru.

Прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в приемной Чувашского УФАС России (каб. 201), справки по телефону 58-42-08. График приема заявлений, обращений, запросов: понедельник—четверг — с 10.00 до 17.00, пятница — с 10.00 до 16.45.


Ситуация 4
Банк навязывает дополнительные услуги.
Финансовые организации могут навязывать ненужные сервисы: дополнительные страховки, договор с негосударственным пенсионным фондом, консультации юристов и врачей. Если эти услуги вам не нужны, а банки отказываются вернуть за них деньги, вы вправе жаловаться в Роспотребнадзор. Он проведет проверку и, если выявит нарушения, может оштрафовать компанию. К жалобе приложите подтверждение, что вас намеренно ввели в заблуждение (например, аудиозапись разговора с консультантом).
Контакты: Роспотребнадзор в Новочебоксарске, адрес: ул. Строителей, 56, официальный сайт: 21.rospotrebnadzor.ru, e-mail: ncheb@21.rospotrebnadzor.ru.
Время работы с 8.00 до 17.00 (пн—пт), обед — с 12.00 до 13.00. Телефон 77-06-92.

Ситуация 5
Банк повысил тариф без вашего ведома.
Клиенты часто жалуются, что банки без их ведома повышают ставки по текущим кредитам. Если такое случилось и с вами, а обращения в банк не помогают, пишите финансовому омбудсмену через личный кабинет на его сайте finombudsman.ru (это бесплатно) или обратитесь по номеру телефона 8-800-200-00-10. Предписания омбудсмена обязаны исполнять как решения суда.
Если финансовый омбудсмен и обращения в банк не помогают, придется идти в суд.

Суд
Исковое заявление нужно отнести в канцелярию суда (по вашему месту жительства или по месту регистрации финансовой организации) либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Также можно подать иск в электронном виде через системы “Мой арбитр” или ГАС “Правосудие”. Для этого у вас должна быть подтвержденная учетная запись на портале “Госуслуги”.
При подаче заявления нужно будет уплатить госпошлину, эти расходы вы можете включить в свой иск.

Полиция и прокуратура
В полицию и прокуратуру нужно обращаться, если при общении с МФО, кредитным кооперативом или банком у вас возникли подозрения в том, что они работают нелегально. Проверить финансовую организацию можно на сайте Банка России. Также вы можете обратиться в любую компанию из каталогов маркетплейса Банки.ру, все представленные там компании работают законно.

Что делать с коллекторами
Если закон нарушают коллекторы, вы можете пожаловаться на них в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). У коллекторских агентств есть правила, которые они обязаны соблюдать при общении с должниками. Например:
• личные встречи — не чаще раза в неделю;
• телефонные звонки — не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц;
• сообщения — до двух раз в сутки, до четырех раз в неделю и до 16 раз в месяц.

Куда еще жаловаться
Если вы не понимаете, в какое ведомство обратиться с проблемой с финансовой организацией, то можно проконсультироваться со специалистами Банка России. Это можно сделать в чате приложения “ЦБ Онлайн” или по телефону горячей линии регулятора (300 для звонков с мобильных, 8-800-300-30-00 для стационарных телефонов).
Обращение регулятору можно направить через интернет-приемную, по почте или лично, адреса и телефоны есть на сайте Банка России.

Посредники
Если вы решили обратиться за юридической помощью к посредникам, убедитесь, что это не мошенники.
Псевдоюристы часто обещают золотые горы: уменьшить или даже списать долги, вернуть деньги, которые вы потеряли в финансовой пирамиде или при взаимодействии с лжеброкерами. Они часто гарантируют 100-процентный результат и завлекают эффектной рекламой. Но на самом деле задача у них — не помочь вам, а завладеть вашими персональными данными и деньгами.

Как правильно написать жалобу
Эксперты Банка России предлагают несколько правил, по которым можно написать жалобу.

Четко объясните, для чего вы пишете это обращение. Объясните суть проблемы, укажите время и дату общения с сотрудником финорганизации, подробности разговора. Не оскорбляйте и не переходите на эмоции. Для каче­ст­венного разбора ситуации важны факты. Укажите все данные о продукте, из-за которого вы обращаетесь: данные кредитного договора, реквизиты страхового полиса и так далее. Приложите доказательства: фото, видео и ­аудио, скриншоты переписки. Укажите ваши контакты.
Обращение рассматривают в течение 30 дней со дня его регистрации. Будьте готовы к тому, что от вас попросят дополнительную информацию.


P.S. По просьбе Льва Григорьева мы обратились в банк, отправив скан письменного обращения в редакцию нашего читателя. В финансовой организации нам сообщили, что решили вопрос, и клиент остался доволен. Мы связались со Львом Григорьевым, и он подтвердил, что у него всё в порядке. Однако лучше внимательно прочитать этот материал, чтобы избежать казусов, которые могут поджидать каждого, ведь все мы так или иначе постоянно соприкасаемся с финансовой сферой.


  • Юрий ВОРОНИН, главный финансовый уполномоченный РФ:
    — В первом квартале 2023 года в службу поступило чуть более 35 тысяч обращений потребителей финансовых услуг. В отношении страховых организаций к нам поступило около 31 тысячи обращений, что составляет примерно 90% от их общего числа. Львиная доля (около 80% таких обращений) касалась вопросов ОСАГО.


СПРАВКА

В Банк России можно обращаться с вопросами по поводу следующих организаций:
• банки;
• страховые компании и страховые брокеры;
• микрофинансовые организации;
• кредитные потребительские кооперативы;
• жилищные накопительные кооперативы;
• сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
• ломбарды;
• негосударственные пенсионные фонды;
• акционерные инвестиционные фонды, а также управляющие компании таких фондов;
• брокеры и доверительные управляющие;
• форекс-дилеры, регистраторы и депозитарии;
• инвестиционные советники;
• биржи и бюро кредитных историй.


  • Рисунок с сайта banki.ru
  • Надежда НИЗАМОВА
  • Юрий ВОРОНИН