В вузе проходит стратегическая сессия с
участием экспертов из представителей министерств и бизнеса республики.
На пленарном заседании количество министров и их заместителей в главном корпусе
университета было необычайно высоко: сразу шесть ведущих управленцев республики
приняли участие в стратегической сессии. Насущные вопросы, которые обсуждались
в экспертном кругу, затрагивают интересы самых разных министерств — от минобра
Чувашии до минпрома, от минцифры до минкульта. Образование будущего (новые
технологии в образовании и уникальные образовательные программы), научный
прорыв (междисциплинарные точки роста и старт наукоемкого бизнеса), социальная
миссия университета, университет как генератор новых смыслов — вот темы, на
которые шли дискуссии на основных рабочих площадках мерооприятия. Сама
стратегическая сессия стала очередным этапом подготовки проекта Программы
развития ЧГУ им. И.Н. Ульянова на 2023-2032 годы.
Концепцию создания программы объяснил ректор ЧувГУ Андрей Александров:
«Человеческий капитал – это ключевой ресурс для развития экономики. И вуз
является основным фактором формирования человеческого капитала. Вместе с тем мы
должны формировать свою собственную образовательную и технологическую повестку,
которая будет интересная нашим партнерам. Большинство вузов страны такой
повестки не имеет, но это необходимо делать, потому что мы говорим о глубине
проектирования нашего будущего на десятилетия вперед.
Ключевой вопрос программы – это опережающая подготовка наших студентов, потому
что университет это организация, которая формирует интеллектуальный потенциал
будущего. Если мы не будем отвечать современным цифровым запросам, то мы
отстанем в конкуренции как внутри страны, так и за ее пределами. В основе нашей
работы должен лежать постоянный заинтересованный диалог между университетом,
органами государственного управления, бизнесом и обществом. Без этого
непрерывного взаимодействия нам будет очень сложно установить те пожелания,
которые есть у наших партнеров.
Важно понимать: студенту в университете должно быть не только полезно, но и
интересно. Процесс обучения должен быть «упакован» такими активностями, которые
вовлекают в командную работу, проектную деятельность, развивают надпрофессиональные
навыки.
Нужно помнить и то, что мы работаем не ради создания документа, который будет
гладко написан. Нам нужно практическое руководство, снабженное дорожной картой,
которое станет нашей основной инструкцией в работе на ближайшие годы. Я очень
благодарен тем коллегам, которые проявили высокую активность и предложили свои
идеи».
Глобальная трансформация современного общества и новые вызовы, которые она
ставит перед университетами, неизменно ведут к перерождению классического
высшего образования: изменениям подвергаются многие подходы в организации
процесса обучения. Мировыми трендами в образовании становятся гибридное
обучение и геймификация, образование в соцсетях и совмещение учебы с практикой,
использование VR/AR технологий и психологическое просвещение. Все большее
значение в подготовке практически подкованных специалистов приобретает связь
«предприятие-вуз», и все большую роль играет ранняя профориентация детей,
начиная практически с дошкольного возраста. Анализом этих непростых вопросов
занимались участники стратегической сессии: министр образования и молодежной
политики Чувашии Дмитрий Захаров; министр культуры, по делам национальностей и
архивного дела Светлана Каликова; заместитель министра экономического развития
и имущественных отношений Лариса Рафикова; заместитель министра цифрового
развития, информационной политики и массовых коммуникаций Екатерина Грабко;
заместитель министра здравоохранения Владимир Гладнев; заместитель министра
промышленности и энергетики Дмитрий Гринев; президент «Торгово-промышленной
палаты Чувашской Республики» Игорь Кустарин; преподаватели, сотрудники и
представители научного сообщества университета.