9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

“Тут мои яблонька с рябиной растут”

8

Никифор Наумов — человек в Чувашии известный, уважаемый. Он крае­вед, автор книг и статей, главный герой которых чувашский народ, его история и традиции. По праву носит звание заслуженного  работника культуры ЧР. Является членом президиума Народной академии Чувашии, народным академиком.
На одном из съездов местных крае­ведов председатель общественной организации Виталий Станьял заметил, что Наумов заслуживает и титула чувашского жреца —
мчавр. В древности у чувашей его удостаивался старец, по совету и при участии которого совершались моления, народные обряды. Никифор Егорович, действительно, провел их немало.
А еще Никифор Егорович возводил наш город, был в числе его первостроителей.

 

— Расскажите, как вы оказались в Новочебоксарске?
— В 1962 году Николаев совершил полет в космос. Мы с супругой, будучи в отпуске у моих родителей в Марпосад­ском районе, отправились встречать Андрияна Григорьевича в Шоршелы. Увиделись там со своими родственниками, те пригласили нас в гости в Новочебоксарск. Пешком добрались до города. Анатолий Васильевич Глинкин, строитель, бригадир каменщиков, мне тогда и сказал: чего ты, Никифор, ходишь по сторонам, посмотри — здесь великая стройка.
На другой день отправился в стройтрест № 4, где мне предложили должность главного инженера комбината производ­ственных предприятий, на котором изготавливали все вспомогательные нетиповые изделия и материалы для стройки. С этим я и супруга вернулись в Кировскую область, где работали. Ясное дело, нас не увольняли, недели две все тянулось. Спасло только то, что был беспартийным. 
Жена устроилась инженером производственного отдела по комплектации железобетонных изделий, я, как было оговорено, на комбинат в стройтресте № 4. Оба мы окончили лесотехнический институт, но благодаря тому, что проходили в вузе  строительное дело, изучали инженерные конструкции, железные и автодороги, мосты и мостовые сооружения, оказались не чужими на этом “дворе”.
— Опишите, что представлял из себя город в 1962 году?
— Была одна-единственная улица — Коммунистическая, и та из нескольких жилых зданий, из которых только три заселены. 
В самом начале истории строительства в  Новочебоксарске случилось ЧП — упал дом. Возводили же здания зимой, а на лето, как правило, оставляли их отделку. Но практики кладки кирпича в зимний период еще не существовало, она внедрена после 1965-66-х годов, когда химики придумали добавки в раствор. А тогда в мороз  он леденел,  весной оттаивал и… превращался в кисель.
Солнце, помню, пригрело — у нас дома начали пузыриться. Облицовка из силикатного кирпича на одном выпучилась и начала падать. Через сутки согрелась кладка красного кирпича, не выдержав саму себя, села, и дом упал. Это случилось в 1963 году, в апреле. Прямо на моих глазах. У меня был обед, я находился дома, совершенно случайно смотрел на этот дом. Был суд, на котором я проходил как свидетель. Сначала решили, что на стройку поставлялись неармированные перемычки, которые изготавливал комбинат. Потом разобрались. Ведь не только у нас, по всей России дома падали. Раствор надо было делать специальный, зимний!
— В строительстве каких зданий участвовали?
— В основном стройбазы. Возводил  домостроительный комбинат, завод “Рем­строймаш”, базу “Волгонефтехиммонтажа”, управление механизации № 4, автобазу № 6, заводы керамзитовых изделий, ЖБИ. Из зданий в городе — то, где сейчас располагается ресторан “Волна”,  баню, жилой дом около школы № 1, по улице Жени Крутовой  на повороте. Квартиры были с маленькими кухоньками. Но все равно, ой как мы радовались жилью! Новоселья справляли не в день заселения. Квартиру получали, греха нечего таить — брались за ремонт. Смешно, да? Делали полочки, заменяли двери, полы переколачивали. И, как правило, на осень назначали новоселье.
— В основном к Новому году ключи от квартир вручали?
— Совершенно верно. Ведь в первом квартале жилья почти не сдавали, во втором — процентов 20, в третьем — 25-30. А вот в ноябре-декабре — 50‑60 процентов.
— А почему строить начинали зимой?
— Финансирование было такое. Сейчас Госдума утверждает бюджет заранее. А раньше Верховный Совет собирался в январе-феврале. Мы только в марте получали подтверждение выделения денег на строитель­ство. Сколько курьезных ситуаций в связи с этим возникало!
— О чем мечталось? Или вы просто выполняли свою работу, и все?
— Ой, тогда все мечтали, что мы построим город-сад. Помню, второй секретарь обкома партии Чувашии Левин провел в клубе  кирпичного завода комсомольское собрание строителей (народу набилось!). Город, сказал он, будет необыкновенный, построенный не по квартальному методу, а по микрорайонам. В каждом — жилые дома, школа, детский сад, магазинчик. В магазинчике — все необходимые продукты,  все свежее, поэтому подвалы для хранения овощей, какие мы делали в первых домах, не нужны. Каждый, кто здесь работает, утверждал он, может быть уверен, что в течение года получит квартиру. До этого придется пожить в малосемейных домах, временное жилье потом перепланируем в общественные здания. Мечтали о самом большом стадионе, ледовом катке.
— Ну, все это сейчас, в прин­ципе, есть.
— Для этого мы и работали. В сроках не было уверенности, но в том, что город-сад построим, не сомневались.
Вы теперь живете в Чебоксарах. С какими чувствами посещаете Новочебоксарск?
— Охватывают воспоминания молодости. Все они очень дороги. Помню, как прокладывали первый водопровод, из скважины получали такую чистую воду, что даже чебоксарцы приезжали за ней с большой посудой, чтобы взять для питья. Как озеленяли город. Я знаю, где моя рябина растет, посаженная мной яблонька.
— С грустью вспоминаете обо всем этом?
— С гордостью… Рад, что сохранили Ельниковскую рощу. Лесхоз, когда началось строительство города, предпринял сплошную рубку дубов под видом санитарной. Древесина нужна, дорога есть — вывозить легко, а в городе пока еще очухаются! Но мы с конструкторами написали в обком партии жалобу. Меня “подвела” привычка рядом с подписью ставить ее расшифровку — вызвал к себе председатель горисполкома Бабакин: “Ты писал?” Куда деваться: “Я”. — “Почему?” — “Потому что знаю, дуб сколько растет”. Дело закончилось тем, что вырубку прекратили, а на том месте высадили лиственницы. Только на берегу убрали деревья, где стояли единичные дубы. Мысом любви называли мы это место, так как молодожены обязательно после загса приезжали на берег Волги.
— Там беседка стояла, да?
— Да. Я водил туда своих гостей с Украины, фотографировались. Беседки не стало, не сохранилась и традиция молодоженов. Жаль.
— О чем еще сожалеете?
— Музей города, как планировали, тогда не открыли. Не удалось построить технический клуб, как мечтали. Мы инженеры же, нам хотелось, чтобы ребята знали технику.
— У нас есть Центр творчества детей и юношества, там есть технические кружки.
— Такой надо в каждом микрорайоне иметь. Я внуков воспитываю и убедился, кто в дет­стве чем увлечется, то станет сопровождать его всю жизнь. Если голова человека день и ночь занята техникой, наукой, он не станет бесцельно слоняться по улицам. Меньше будет и алкоголиков.
— Что для вас значит Новочебоксарск? 
— Город стал для нас школой становления, мы как люди, как инженеры состоялись здесь.  Тут я стал строителем. Всегда говорю: пуп мой лежит на домостроительном комбинате, дороже его ни одного предприятия у меня не было.
Вспомнился один нюанс строительства ДСК. Галерею видели там? Высокая, метров 20. Вот туда требовалось колонну поставить, но эти колонны никто не изготавливал. Мы, дураки, изготовили (слово “дураки” я применяю, как “чудаки”). Снова проблема: перевезти к месту не можем! Тогда сделали специальные сани и привезли колонну на площадку на тракторе… С одной стороны, тяжело. С другой, у нас было хорошее техническое образование, которое позволяло решать проблемы.
— Про личную жизнь хотела спросить.
— Я “удачник”. Супруга всегда со мной. Случаются “сопротивления”, но все вопросы решаем дома, не ходим в гости за советом. У меня трое детей, и сыновья, и дочь получили выс­шее образование. Семь внуков, один окончил институт электронной техники, работает в Моск­ве, следит за космическими объектами.
— Что пожелали бы новочебоксарцам накануне Дня города?
— Пусть гордятся Новочебоксарском, берегут город и его традиции. И еще, чтобы у вас открылось больше технических учебных заведений: училищ, техникумов, институтов, чтобы больше стало образованных людей.
Светлана СМИРНОВА.