Когда другие ремонтируют квартиры, я спасаю мир
Елена Шевлягина родом из Нижнего Новгорода. В Чувашию приехала по распределению после окончания вуза в 1983 году. Работала в институте “Чувашгражданпроект”, в Государственном комитете по управлению имуществом (ныне Министерство имущественных и земельных отношений ЧР), а в 1998 году, когда в Чувашии образовалась регистрационная служба, перешла туда. С 2005-го исполняет обязанности руководителя данного ведомства.
— Елена Борисовна, работа ваша сложная и ответственная, малейшая ошибка при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним может привести к непредсказуемым юридическим последствиям. Не приходила ли мысль бросить все и найти более спокойную?
— То, чем занимаюсь, мне очень нравится. Работа интересная, нужная, хотя, действительно, трудная. Так получается, что я всю жизнь сдаю экзамены, даже во сне, как подросток, часто стою перед экзаменатором и отвечаю на вопросы. В нашем деле нельзя оставаться на одном месте, надо совершенствовать и совершенствовать свои знания, ведь законодательство меняется очень часто. В сентябре, например, Министерство юстиции РФ приняло административный регламент исполнения государственной функции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Мы его давно ждали, он будет на пользу и заявителям, и нам. Вводится поэтапно, в нынешнем году в Москве и Московской области, со следующего — в других регионах России.
— Регламент устанавливает укороченные сроки государственной регистрации прав граждан, прописывает все нюансы организации процесса, вплоть до того, сколько времени регистратор должен затрачивать на сличение копий документов с подлинником — не более двух минут. Понятное дело, принят такой регламент из хороших побуждений: сделать госрегистрацию более доступной и менее бюрократической. Но возможно ли четко следовать всем пунктам новых правил?
— В Чувашии по сравнению с другими регионами дела обстоят намного лучше. Почти везде, особенно в крупных городах, по рассказам коллег, немыслимые очереди, люди записываются на прием на месяц вперед.
Кстати, с ноября для удобства граждан наша регистрационная служба меняет график работы. По понедельникам, пятницам, субботам прием документов будет производиться с 9.00 до 17.00, по вторникам и четвергам — с 11.00 до 19.00.
Что касается срока регистрации, то на основании федерального закона установлен месяц. Регламент же рекомендует при регистрации права собственности на жилые помещения (при приватизации) и договоров ипотеки справляться за 15 календарных дней. Замечу, мы документ ипотеки и так регистрируем в течение десяти дней и не собираемся менять этот срок. Другое дело с теми минутами, которые отводятся на вычитку документов, установление личности. Тут требуется особая внимательность. Мы столкнулись даже со случаем подделки паспортов.
Вообще регламент рассчитан на высокую правовую грамотность граждан. За указанный лимит времени можно зарегистрировать их право в том случае, если они представят в регистрационную службу все необходимые документы, причем правильно оформленные. Но так бывает далеко не всегда: мы ведь не американцы, которых везде сопровождают собственные адвокаты. А специалисты обязаны принимать все, что приносит заявитель. Если документы не в порядке, регистратор приостанавливает дело, значит, человеку придется обратиться в регслужбу еще раз для устранения недостатков. Конечно же, наши специалисты консультируют, но только в рамках исполнения функции по регистрации прав и сделок с недвижимостью.
— Большие требования предъявляет регламент к помещениям, где располагаются регистрационные службы. Они должны быть в “шаговой доступности”, иметь отдельный вход, кондиционеры, столы, стулья, банковские кассы для осуществления платежей и многое другое. Соответствует ли этим нормам Новочебоксарское отделение?
— Проблема существует по всей России. В Новочебоксарске ситуация вообще критическая. В городе уже сейчас площадей не хватает, а согласно регламенту количество специалистов должно увеличиться почти вдвое. Вопрос поднимала на всех уровнях власти, пока не решается. Говорят, нет свободных помещений. На строительство нового здания у Росрегистрации нет средств. Вероятнее всего, Новочебоксарск лишится регистрационной службы. Остается единственный вариант: перевезти ее в Чебоксары.
А ведь в Новочебоксарске, где трудятся квалифицированные специалисты, проще было бы запустить пилотный проект по автоматизированной системе приема заявителей, когда они сами могут выбирать удобные день и время посещения регистрационной службы. Тем самым к минимуму сводится время стояния в очередях. Наша республика среди пяти регионов России как раз принимает участие в таком эксперименте.
— Елена Борисовна, как реализуется в республике закон о так называемой “дачной амнистии”?
— Мы опасались, что народ будет валом валить в регистрационную службу, намеревались работать даже в две смены. Бума не оказалось. Впрочем, такая ситуация во всех регионах. Возможно, люди ждут 1 января — тогда снижается размер госпошлины с 500 рублей до 100. К тому же закон не отменяет межевание земли и составление кадастрового плана. Эти процедуры требуют определенного времени.
— Вероятно, они боятся, что, зарегистрировав право собственности на садовые домики, им придется платить налог на недвижимость?
— Если площадь садового домика не превышает 50 квадратных метров, то налогом он пока не облагается.
— Можно ли быть хорошим руководителем и оставаться заботливой мамой, женой?
— Если женщина мечтает о карьере, то она обязательно добьется успеха. Только вот семьей ей придется пожертвовать. Я долгое время испытывала чувство вины перед детьми, что им чего-то недодала, пока не поняла: у каждого ребенка именно тот родитель, который ему нужен. Дети тоже должны пройти жизненные этапы, закаляющие их, испытывающие на прочность. Мои чада выросли самостоятельными. Наверное, потому, что мало времени им уделяла.
— Елена Борисовна, от чего зависит ваше настроение?
— От душевного спокойствия. А испортит его любая несправедливая мелочь. И роскошный букет цветов может спровоцировать падение настроения, если он преподнесен не от души. Происходит это непроизвольно, на уровне чувств.
Я долгопомнящая... все моменты жизни. Не нахожу покоя, если что-то делается не по справедливости. Когда иные занимаются ремонтом квартир, мне надо спасать мир. Говорю, конечно, образно. Понимаю, что на вещи следует смотреть проще, но ничего с собой поделать не могу.
— Вам комфортнее на тусовках или в уединении?
— Произвожу впечатление, что я душа компании, но мне необходимо определенное количество личного времени, чтобы побыть в обществе самой себя.
— Чиновник в вашем представлении...
— Его можно вычислить по выражению лица — брови насуплены, озабочен, на лице ни тени улыбки. И обязательно на нем строгий костюм и галстук. Когда заходишь к такому важному чиновнику в кабинет, чувствуешь себя маленьким человеком. Пора бы стереть старые стереотипы образа чиновника. В Германии, например, и депутаты, и мэры, и простые люди ходят в джинсах, рубашках. Главное, там нет стены между ними.
— Какую одежду предпочитаете носить вы?
— Удобную. Иногда приходится придерживаться и официального стиля. Честно признаюсь, меня это не радует.
— Счастье — это...
— ...умение понять, простить и любить.
Галина МИРОНОВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати