Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Жить по совести – это по-русски

(печатается в сокращении)

Перебирая как-то старые  мамины кассеты,  я  выбрала поиграть одну, с  неприметной надписью: «Прохорова». Типично русская фамилия меня не заинтересовала. Таких в стране - миллион..  И  кассета еще долго пролежала  на полке без дела.

Наверное, она ждала, пока я подрасту, и она сможет доверить мне  историю одной потрясающей судьбы. Именно сейчас, когда одна часть взрослых охмелела от  легкого богатства, а другая, большая ее часть,  почти смирилась с безысходностью,  я  не могу не рассказать об истории  Прохоровых и о том, что такое настоящее русское дело, отличающее его ото всех прочих на земле.

Моя героиня – Вера Ивановна  Прохорова – из семьи потомственных русских предпринимателей Прохоровых. Родилась она в 1918 году, в буквальном смысле на сломе эпох и ломке мировоззрения миллионов людей. Отменялось то, что до этого было свято.

Вера Ивановна в своем интервью вспоминает: «Прапрапрадед мой, Василий Иванович Прохоров, происходил из крепостных крестьян. Он всю жизнь хотел быть свободным, скопил денег и, освободившись, открыл пивоварное дело. Всё, вроде бы, шло прекрасно, но его жена, простая крестьянка, часто повторяла ему: «Не могу за тебя молиться - ты народ спаиваешь». Она две недели стояла на коленях в церкви, умоляя Бога вразумить мужа, потому что считала, что это самый большой грех- спаивание собственного народа.  И дед однажды все-таки послушался ее, закрыл  пивоварню, а накопленные на этом деле деньги жена заставила деда раздать нуждающимся. Тогда дед и начал с нуля новое - текстильное - дело. Ему хотелось что-то новое в России запустить. Тогда ведь законодателями лёгкой промышленности были англичане…»

 И вот в июле 1799 года московский купец Василий Иванович Прохоров и его компаньон Федор Иванович Резанов заключили словесный договор на устройство в Москве ситценабивной фабрики, в последствии Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Они внедрили в работу новые технологии и открыли первую в России ремесленную школу для работников и их детей, первый в стране фабричный театр, вечерние классы для обучения рабочих грамоте, библиотеку, амбулаторию, летние санатории.

В те годы фабрика Прохоровых была крупнейшей в Москве и резко выделялась среди конкурентов качеством и красотой рисунков. Через несколько лет прохоровская мануфактура стала крупнейшим предприятием в России и была признана на мировом рынке как одно из самых конкурентноспособных предприятий- на той же международной выставке в Лондоне брала многочисленные  Гран-При за особое «русское качество».

Представитель следующего поколения, Иван Яковлевич Прохоров, открыл на фабрике научную химико-аналитическую лабораторию, в стенах которой были совершены очень важные научные открытия, позволившие поставить многие процессы отделки хлопчатобумажных тканей на научную основу. В 1879 г. сильнейший  пожар уничтожил большую часть строений, и Иван Яковлевич заложил на берегу Москвы-реки комплекс зданий, известный нам как нынешняя Трёхгорная мануфактура.

«Он старался строить его на нравственной основе, утверждал, что все люди равны, что нет никаких классовых или расовых различий.  Лучшего отношения, чем было у рабочих к моему деду и к моему отцу, представить себе нельзя - это были близкие, родственные отношения. В завещании своем дед написал: «Живите, помогая друг другу. Живите не только для себя. Бог видит это все. Любите друг друга, помогайте друг другу, и тогда будет все это хорошо».

В 1915 году наследное дело принял мой отец - Иван Николаевич Прохоров.  После революции 1917 года отца рабочие не дали уволить и выбрали  управляющим, а потом и содиректором «Трехгорки».

  Я родилась в доме, окруженном рабочими. Однажды отца обвинили в хищении государственного имущества и приговорили к расстрелу. Рабочие его в полном смысле отбили. Они выделили бригаду из 10 человек и направили ее в ЧК, чтобы заступиться за отца. Рабочие доказали, что отец ничего не расхитил. А когда в 1927 году отец мой  умер, хоронили его всей округой. Рабочие провожали его в последний путь с траурной лентой, на которой было написано: «С тобою хороним частицу свою, слезою омоем дорогу твою».

Мать, оставшись с двумя детьми на руках, не могла три года работать, и о нас заботились рабочие. Они приносили нам по вечерам то муку, то хлеб, то одежду или деньги. И так продолжалось, пока мать не смогла устроиться на работу. Наши рабочие в буквальном смысле спасли нам жизнь…

Но жизнь эта у Веры Ивановны легкой не стала. В силу воспитания и твердых духовных принципов  она не могла и не захотела отречься от прошлого в угоду новой власти  или доносить на ближних. Новых властьимущих она считала  негодяями и  не скрывала, что ей очень жаль людей. Один из таких откровенных разговоров в 1951 году закончился для нее заключением на 10 лет по политической 58 статье. Донёс на нее в КГБ тот, от кого Вера Ивановна меньше всего ожидала предательства и считала своим другом. Однако в беседе - ни слова упрёка. Возможно, пережить все это ей помогали какое-то особенное чувство юмора и лёгкость мысли, свойственные людям ее аристократической породы и при этом неотделимость от народа и его судьбы, преданность людям, которые и составляют суть понятия «Родина».

Расцвет Трехгорки пришелся на времена СССР.  В 80-е годы  она выпускала около 200 млн метров тканей в год... Сегодня Трёхгорка продолжает производить небольшие объемы хлопчатобумажных и льняных тканей для интерьера, сувенирные ткани и готовые швейные изделия. Однако в связи с сокращением производства часть бывших заводских корпусов передана под бизнес-парк «Трёхгорная мануфактура». Теперь здесь располагаются офисы, магазины, рестораны, салоны красоты. При таких-то национальных традициях и таких предках…

Неужели история Трёхгорки, не прерывавшаяся ни на сломе эпох, ни в годы тяжелейших военных потерь, на наших глазах подходит  концу? Ведь это национальное достояние. В основе Трехгорной мануфактуры краеугольным камнем была заложена совесть, а не лёгкая нажива на чужом добре. Вот, например, «Семь принципов РОССИЙСКОГО бизнеса», сформулированные ещё в 1912 году российскими предпринимателями:

«1. Уважай власть. Власть и порядок - необходимое условие для эффективного ведения коммерческих дел. Поэтому необходимо проявлять уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя.

5. Будь верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит!» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют предпринимателю.

6. Живи по средствам. Не зарывайся, всегда оценивай свои возможности.

7. Будь целеустремленным. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не должна затмить моральные ценности».

 «Жить по совести- это по-русски»- так написано Уинстоном Черчиллем в его «Концепции добронравия». То есть русскому бизнесу не свойственны  спекуляция и нажива на чужом, в его основе- порядочность и собственный труд. А еще скромность. Бабушка Веры Ивановны Прохоровой считала, что стыдно быть богатым, когда вокруг столько бедных…

Всю свою жизнь Вера Ивановна проработала преподавателем в  Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза. Но и на пенсии, живя очень скромно, не могла оставить родную «Трёхгорку»: преподавала иностранные языки работницам фабрики бесплатно.

А замуж Вера Ивановна так и не вышла. Скончалась  она в январе 2013 года, на девяносто пятом году жизни. Она не оставила потомков, зато оставила о себе безупречно светлую память. Моей маме когда-то посчастливилось взять у неё интервью, благодаря которому я и узнала историю создания и расцвета Трехгорной мануфактуры - эталона русского бизнеса.

Я не успела  пожать руку настоящему русскому Человеку. Такие судьбы подсказывают, как нужно прожить жизнь, не потеряв человеческого лика, не опозорив себя перед славными предками и не лишая потомков возможности гордиться своим родом.

    Напутствие Веры Ивановны Прохоровой звучит сегодня как единственно верный указатель по жизни: «Помнить, что основа основ - это нравственность, только на ней выживает человек в самые тяжелые дни. Все люди братья, мы должны думать не о расовых, классовых различиях, а о том, какой человек. Стараться увидеть хорошее, найти его, и этим по жизни жить. Перед моими глазами встает целый ряд моих родственников, которые подверглись репрессиям, но сохранили веру в людей и жизнерадостность. Так что стержень человека - это нравственная основа, а у большинства людей, с которыми я общалась, - это вера в Бога».

Я очень надеюсь, что это и есть люди будущего!

Контакты
Название вашей газеты: 
\"Лицеист\"
ФИО автора материала: 
Аушева Мария Абукаровна
Адрес электронной почты E-mail: 
Отправить письмо

В Контакте

Комментарии

Изображение пользователя sabber.

Вот фотография  Веры Ивановны

ПросмотретьПрикрепленный файлРазмер
4d0460f745fe1d6f2bcbfbe64ecd36a5.jpg
4d0460f745fe1d6f2bcbfbe64ecd36a5.jpg108.43 кб