Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

ТАМ, ГДЕ ПРАВИТ СОВЕСТЬ, ЗАКОНЫ НЕ НУЖНЫ

Прикрепленный файлРазмер
Posliednii_zvonok_v_litsieie_Maghasa_.jpg294.4 кб

(печатается в сокращении)

…Есть у нашего народа одна нерастиражированная пословица: в ком стыд, в том и совесть. Однако  если именно под этим углом внимательно вглядеться в суть производимых над нами всяческих экспериментов, то проявляется вполне  осязаемая картина: умышленная замена стыда бесстыдством – на самом деле прицел в совесть.

К написанию этой статьи меня побудила  январская  выходка кучки россиян, которые, сняв штаны, вдоволь накатались в столичном метро на глазах у растерянной публики. То есть, по сути, провели пробную  атаку на культурные коды огромной древней страны. Мне мне  было интересно, как отреагируют на откровенный вызов те, кому положено реагировать по званию и по призванию. 

Московские полицейские – представьте только! – «взволнованны», а невольные зрители – в молчаливом шоке. Юные беспорточники, взбодрённые таким эффектом, а главное, полагаю, как  и было им заранее обещано, безнаказанностью из-за отсутствия состава преступления,  опубликовали в социальных сетях фотоотчеты  с чувством  глубоко удовлетворения.

Главный провокатор этого стада – некто Марк Веселый – пообещал, что проведённый флэшмоб –  начало, и что они – НАД законом, поскольку «нормы морали законом не регулируются». В ближайшем отделении полиции он получил порцию нравоучения и снова гордо вышел в люди, пообещав интернет-фанатам обязательно повторить все в следующем году.

В отечественных СМИ на сей счёт – почти тишина. Вроде было, но как бы и не было. А ведь эти кем-то воспитанные детки по сути провели социально–психологический эксперимент на наличие или отсутствия стыда и защитной реакции у народа. Но мне кажется, самое время поразмышлять о факторе стыда как надёжной скрепы против всяких толерантных «вирусов».

Иногда для того, чтобы понять большое, необходимо вглядеться в малое. В том смысле, что чьи–то преимущества могут открыть глаза на твои недостатки. В чём для меня прелесть нашего российского жизнеустройства – в том, что у любого из нас всегда есть возможность самоустыдиться, поглядев на житие соседа с не такими, как у тебя, привычками. Имеются, слава Богу, в России места, где здравый смысл и традиции предков поставлены выше права на вседозволенность и где атаки без штанов «не прокатят».

По духу своему я принадлежу к русской культуре, в ней воспитана и ее ценности исповедую. Однако в жилах моих течет еще и кровь небольшого, но древнего ингушского народа. Прошлым летом, побывав на родине отцовских предков, мне удалось сделать кое-какие жизненные зарисовки. И сейчас, на фоне вышеописанной столичной клоунады, в моей памяти всплывают наиболее контрастирующие эпизоды из ингушских воспоминаний…

Первое сентября 2015 года, лицей ингушской столицы город Магас. Сама будучи лицеисткой, я и эту школу представляла по типу среднероссийских: небогато обставленное зданьице как внутри, так и снаружи. Однако... Добротно отремонтированное здание создает впечатление недавно построенного, хотя в нем уже успели отучиться мои старшие родственники. Чистота внутри почти стерильна, в том числе и в дамской комнате – именно так хочется назвать это место. Вид из окна пленяет дизайном почти английского сада. На кожаном диванчике тихо смеются лицеистки (у ингушек громко выражать свои эмоции не принято – признак невоспитанности), вдруг все они, как по команде, встают – мимо них спешит учительница. Здесь существует неписанный закон: при старших надо вставать везде на протяжении всей жизни, даже если ты уже пенсионер со стажем…

Здесь тоже встречаются надписи на стенах, но каков же смысловой контраст! По-русски: «Пока мы едины – мы непобедимы!», по-ингушски: «Я люблю тебя, моя Ингушетия!»… Верх уличной дерзости – «Магомед + Амина». И нигде я не встретила «указателя» проследовать по универсальному среднерусскому маршруту на три буквы. Там никому в голову не приходит с именем девушки писать оскорбление. Впрочем, и сами девушки стараются не давать повода  – с детства знают всей Ингушетии известное четверостишье: «А девушка, верная чести своей, сравнима с надежностью трех крепостей». Несогласные рискуют потерять вслед за честью не только семью, но и жизнь, лишить которой могут ближайшие родственники, дабы не позорила репутацию рода. По ночным  клубам здесь молодежь не «тусуется» по причине их отсутствия – и об этом мне с гордостью рассказывали ингушские родственники.

На Кавказе имеется неустаревающееное напутствие: «На Родине твои поступки – это лицо твоей семьи. А за её пределами – они лицо твоего народа». Ты не имеешь права позорить ни свою семью (а это не только живые, но и ушедшие предки), ни свой народ. Конечно, там об этом помнят далеко не все. Но если на Кавказе об этом говорят, то у нас и вовсе не вспоминают. Вы где-нибудь видели кавказцев, стесняющихся своих традиций? В Ингушетии я буквально окунулась в колорит ингушской музыки. Она там звучит отовсюду, даже на телефонах кавказские рингтоны. Поэтому, вероятно, и английских надписей на стенах я не видела…

В этой маленькой северокавказской республике, о которой мы мало что толком  знаем, принят бескомпромиссный «сухой» закон. Алкоголь строго запрещен не только к продаже, но и к производству, потому что заниматься спаиванием своего народа здесь, видимо, считается постыдным и греховным, а потому недопустимым. Руководство республики брезгует пополнять бюджет за счет «пьяных» денег и разрушенных судеб своих  земляков. Возможные слабости чиновников  блокируют Советы Старейшин: как решат что-то для пользы народа – сразу к  Президенту на обсуждение.

А ведь еще совсем недавно,  каких-то сто лет назад, в православной России  ослабление собственного народа тоже считалось делом постыдным. Хотела бы я спросить нашего Президента и всю вертикаль власти: почему так? Почему на частях единой территории такая противоположная жизненная стратегия? Разве может в таких условиях сохраниться единое государство? И что будет с русским народом – стержнем и гарантом существования всех остальных малых народов?..

Дело-то уже дошло до абсурда: дети на Бору воруют теперь не конфетки, а элитный алкоголь из супермаркетов. Недавно в Нижнем Новгороде старшеклассники избили сверстника за то, что (внимание!) он не пил, не курил, а вел здоровый образ жизни!

Вспоминая Ингушетию, я теперь часто задаюсь вопросом: а что вообще постыдного осталось у нашего народа? Что с нами происходит? Кстати, на странице предводителя московских беспорточников все «стерильно». Никакой личной информации. Чувствуется, что он обосновался в интернете с прицелом на более активное будущее.

А почему бы ему не продолжить свой эктремальный тур, скажем, по Ингушетии? Правда, такой перфоманс  вполне может стать для его участников причиной недолгих радостей…

 Иногда, чтобы понять большое, необходимо вглядеться в малое. И, смотря на чьи–то достоинства, увидеть свои недостатки. Без злобы и зависти, как и следует сильным…

Контакты
Название вашей газеты: 
\\\"Лицеист\\\"
ФИО автора материала: 
Аушева Мария Абукаровна
Адрес электронной почты E-mail: 
Отправить письмо

В Контакте

Комментарии

Изображение пользователя sabber.

А фото к статье у меня было такое

ПросмотретьПрикрепленный файлРазмер
Posliednii_zvonok_v_litsieie_Maghasa_.jpg
Posliednii_zvonok_v_litsieie_Maghasa_.jpg294.4 кб