Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Здоровье на дистанции

IT-технологии становятся неотъемлемой частью медицины. Фото РИА НовостиЗдоровье на дистанции “Цифра” касается каждого

IT-технологии становятся неотъемлемой частью медицины. Фото РИА Новости


0

Пандемия ускорила процесс внедрения цифровых технологий в сферу здравоохранения. В апреле 2020 года Минздрав России создал информационный ресурс, позволяющий автоматизировать сбор данных, — регистр COVID-19. В кратчайшие сроки нам стали доступны новые, посвященные борьбе с коронавирусом цифровые сервисы на “Госуслугах”, широкое развитие получила телемедицина. В итоге более 15 миллионов россиян воспользовались сервисами “Мое здоровье” на едином портале госуслуг, специалисты региональных телемедицинских центров провели более 1,4 млн консультаций для пациентов с COVID-19.

Процесс многоликий
Кроме того, по сообщению главного медицинского ведомства, в 2021 году в регионах будет завершено внедрение подсистем, обеспечивающих централизованное хранение медицинских изображений и лабораторных исследований. Идет процесс формирования электронных документов “Медицинское свидетельство о рождении” и “Медицинское свидетельство о смерти”, и к концу 2022-го все медучреждения должны будут оформлять их только в электронном виде.
Всеобщая цифровизация отрасли, по сути, началась с момента внедрения системы ОМС. В те далекие годы из-за отсут­ствия единых стандартов информатизации процессов медицинские учреждения решали эти вопросы самостоятельно. И данной проблемой Минздраву России пришлось заниматься с первых дней утверждения федеральной программы цифровизации. Сейчас такие вопросы решаются системно.
Сам термин “цифровое здравоохранение” стал подразумевать множество аспектов: удаленная диагностика, дистанционное обучение, системы обратной связи, персонализированный мониторинг, СМС-консультации. В приоритетных планах Минздрава РФ дальнейшее развитие телемедицины.
“Важным является также обеспечение процессов в системе лекарственной помощи: полномасштабное внедрение электронного рецепта с функцией бронирования лекарств, возможность оценки эффективности препаратов, аналитика по системе здравоохранения и лекарственному обеспечению, что позволит улучшить качество планирования закупок препаратов и обеспечит необходимую информацию для по­степенного перехода к системе лекарственного возмещения”, — говорит главный врач Республиканской клинической больницы Минздрава Чувашии Елена БАРСУКОВА.
Опыт Чувашии показал, что цифровизация позволяет повысить доступность медицинских услуг за счет внедрения электронной записи на прием и расширит охват медуслугами.
“В последние пять лет мы наблюдаем технологический бум в здравоохранении на всех уровнях. Это связано прежде всего с государственными инициативами по цифровизации, — добавляет Елена Владимировна. — Пациент сегодня уже не пассивный участник лечебно-диагностического процесса, он становится активным и самостоятельным, разрабатывая стратегию и тактику своего лечения совместно с лечащим врачом”.

Задачи есть — пора исполнять
Технологическая и цифровая трансформация здравоохранения — это абсолютная неизбежность в нашем меняющемся мире. И здравоохранению придется соответствовать требованиям времени.
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин поставил задачу выстроить систему здравоохранения на новой технологической базе. Однако нет такого документа, который бы закреплял детализацию цифрового здравоохранения.
Основным барьером для быстрой цифровизации является финансирование. Оценочный объем необходимых затрат составляет 140-150 млрд рублей в год, что существенно больше выделяемых сейчас средств. Сохраняется и разнобой прежних программных решений, который приходится учитывать, чтобы не ломать сложившуюся практику.
У пациента есть одна ключевая потребность — быть здоровым, а не лечиться. В идеале мы хотим решить свои проблемы, нажав одну кнопку, чтобы потом нас взяли за руку и помогли: удобно, персонализированно и прозрачно.
“Цифровые решения должны учитывать и мнение врача, для которого новые сервисы должны упрощать работу, а не делать ее более трудоемкой, — заключает Елена Барсукова. — Ни одна компания или организация не смогут обеспечить такой сервис самостоятельно, поэтому поставщики медицинских услуг, фармацевтические компании, государ­ственные организации должны объединяться, чтобы предельно эффективно отвечать потребностям пациентов”.


ЦИФРА

70% врачей, согласно исследованию издания “Российский медицинский журнал”, считают, что за дистанционными консультациями будущее. При этом основными проблемами для внедрения цифровых решений остаются недостаток финансирования, ИТ-безопасность и защита данных, нехватка квалифицированных сотрудников.



  • IT-технологии становятся неотъемлемой частью медицины. Фото РИА Новости