Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Задержка речевого развития – не приговор

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Комплекс упражнений помогает развить мышцы речевого аппарата.  Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ и из архива детского сада № 27Задержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Комплекс упражнений помогает развить мышцы речевого аппарата. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ и из архива детского сада № 27

Стоя на стабилотренажере, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране. Задержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Стоя на стабилотренажере, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране.

Заведующая детским садом № 27 Валентина БАЛУКОВАЗадержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Заведующая детским садом № 27 Валентина БАЛУКОВА

Учитель-логопед Екатерина ВАСИЛЬЕВАЗадержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Учитель-логопед Екатерина ВАСИЛЬЕВА

Учитель-логопед Светлана ВАСИЛЬЕВАЗадержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Учитель-логопед Светлана ВАСИЛЬЕВА

Учитель-логопед Ольга БЫЧКОВАЗадержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Учитель-логопед Ольга БЫЧКОВА

Учитель-логопед Ольга БЕЛОВАЗадержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Учитель-логопед Ольга БЕЛОВА

Мама Яна Сергеевна СтепановаЗадержка речевого развития – не приговор Дошколенок

Мама Яна Сергеевна Степанова


0

С каждым годом детей с нарушениями речи в детских садах становится больше, отмечают специалисты. Но не все из них могут обучаться по общеобразовательным программам дошкольных учреждений. Помочь ребятишкам с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) призваны логопедические детские сады.
Как именно ведется работа в подобных учреждениях и чем “речевой” сад лучше обычного, рассказали сотрудники 2-го корпуса детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 “Рябинка”.


Комфортное пребывание
“В учреждении работают семь учителей-логопедов, прошедших аттестацию на высшую и первую квалификационные категории. Каждый специалист закреплен за своей группой. Сегодня здесь созданы все необходимые условия для комфортного пребывания детей-инвалидов и детей с ОВЗ и организации коррекционно-развивающей работы”, — рассказала заведующая учреждением Валентина БАЛУКОВА.
“Рябинка” — это целый образовательный комплекс, состоящий из четырех корпусов. В здании бывшего детсада № 14 по адаптированной основной образовательной программе обучаются 104 ребенка. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, которые направляются в учреждение по результатам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).
В 2019 году образовательный комплекс стал участником “Доступной среды”. В рамках федеральной программы во 2-м корпусе был установлен пандус, расширены дверные проемы, заменены входные двери, установлена кнопка вызова персонала. В группах, предназначенных для пребывания детей-инвалидов, были установлены санитарно-гигиеническое оборудование и опорные перила в коридорах. На выделенные средства также было закуплено интерактивное развивающее и коррекционное оборудование.
Кроме того, в 2020 году в рамках капитального ремонта в корпусе была полностью заменена кровля здания, противопожарная система и отопление, в группах уложили новый линолеум. Преобразился музыкальный зал.

Три уровня ОНР
В детский сад зачисляются дети с ТНР с четырех лет. “Согласно общепринятой классификации существуют три уровня общего недоразвития речи (ОНР)”, — поделилась учитель-логопед Екатерина ВАСИЛЬЕВА. Первый уровень характеризуется отсутствием речи. Такие ребята пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами.
Дети второго уровня уже владеют короткой фразой, но страдает звуконаполняемость.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Поэтому, по мнению специалиста, если ребенок “неговорящий” или если в 4-4,5 года у ребенка “каша во рту” — это серьезный повод задуматься о логопедическом саде. “В этом возрасте речь детей должна быть понятной не только для мам и пап, но и для окружающих людей. Ребенок должен свободно вступать в диалог, с легкостью заучивать стихотворения или, например, рассказывать о своей жизни”, — считает учитель-логопед.

Индивидуальные и групповые занятия
Навыки правильного произношения ребята оттачивают на индивидуальных и групповых занятиях, которые проводятся ежедневно. “Занятия строятся с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка”, — отметила учитель-логопед Светлана ВАСИЛЬЕВА.
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое значение в учреждении уделяют артикуляционной гимнастике. Это комплекс специальных упражнений, помогающих развить мышцы речевого аппарата: логопед перед зеркалом показывает, как выполнить то или иное упражнение для губ или языка, а ребенок его повторяет.
Не менее важным является развитие фонематического восприятия. Поэтому на занятиях логопед учит ребенка слышать звуки, выделять их в потоке речи и разделять звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Большое внимание уделяется также развитию мелкой моторики, поскольку это способствует созреванию речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка.
“Чтобы у ребенка был положительный настрой, мы используем много интересных заданий, наглядный материал и интерактивные формы обучения. А система поощрения детей позволяет поддерживать интерес ребятишек к занятиям”, — признается Светлана Васильева.

Тематический план
По словам учителя-логопеда Ольги БЫЧКОВОЙ, занятия всех специалистов подчиняются одной лексической теме. Например, “зимующие птицы”. Это значит, что педагоги в течение недели на своих занятиях будут рассказывать о видах птиц, их строении, питании, повадках, рисовать птиц, читать про них сказки, проводить различную исследовательскую деятельность по этой теме. А учитель-логопед отрабатывает грамматические категории и учит связно рассказывать и пересказывать  в рамках этой темы.
“Мы также активно привлекаем родителей в образовательный процесс, проводим консультации и семинары, обучающие занятия. На них специалисты рассказывают, какую работу нужно проводить с ребенком дома, как правильно выполнять те или иные упражнения”, — рассказала учитель-логопед.

Интерактивное оборудование
Активно используется в обучении интерактивное оборудование. Например, логопедический тренажер “Дэльфа”. “Он помогает сформировать языковой навык, речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки, — пояснила учитель-логопед Ольга БЕЛОВА. — При этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к выполнению заданий. Ведь программа “Дэльфа” построена исключительно на основе игровых приемов. Так, используя микрофон, ребенок должен на одном выдохе произнести какой-то звук, при этом на торте, изображенном на экране, должны погаснуть все свечи”.
Незаменимым помощником стал программно-дидактиче­ский комплекс “Логомер”, который содержит порядка 60 игр по всем видам речевой деятельности. Программа предусматривает автоматизацию всех групп звуков, а сказочные сюжеты и яркие персонажи мотивируют детей заниматься.
Неотъемлемой частью занятий является и стабилотренажер. Он представляет собой напольную платформу, подключенную к экрану. Стабилотренажер предназначен для проведения двигательных игр, коррекционных занятий с “неговорящими” ребятишками, реабилитационных упражнений с детьми с ОВЗ и упражнений на концентрацию и внимание.
Стоя на стабилотренажере, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране. Прибор регистрирует изменения позы и отображает эти изменения на экране: ребенок видит, куда движется его персонаж, что помогает ему корректировать свои действия.

“Каша во рту”
Демид СТЕПАНОВ поступил в 27-й детский сад в 2020 году. “На тот момент у сына было общее недоразвитие речи третьего уровня: он не мог произносить буквы “р” и “л”, шипящие и свистящие звуки. Одним словом, во рту была “каша”, — вспоминает мама мальчика Яна Сергеевна.
 Сегодня она видит огромную динамику в развитии речи Демида: мальчик начал выговаривать звуки, которые раньше не мог произносить, стал активно использовать их в своей речи. А еще он всегда с большим удовольствием идет в детский сад и выполняет задания, которые дают на дом.
“Огромную благодарность выражаю всему педагогиче­скому коллективу за их профессионализм, усердный труд и умение найти подход к любому ребенку. И хочу сказать всем родителям: если у вашего ребенка есть проблемы с речью, не бойтесь отдать его в логопедический сад. Здесь он будет находиться под постоянным наблюдением опытных педагогов и логопедов, которые приложат все усилия, чтобы исправить или запустить речь ребенка”, — отметила Яна Степанова.

  • Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Комплекс упражнений помогает развить мышцы речевого аппарата.  Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ и из архива детского сада № 27
  • Стоя на стабилотренажере, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране.
  • Заведующая детским садом № 27 Валентина БАЛУКОВА
  • Учитель-логопед Екатерина ВАСИЛЬЕВА
  • Учитель-логопед Светлана ВАСИЛЬЕВА
  • Учитель-логопед Ольга БЫЧКОВА
  • Учитель-логопед Ольга БЕЛОВА
  • Мама Яна Сергеевна Степанова