Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Заделы будущей пятилетки

0

Вице-премьер Правительства Чувашии Алла Салаева провела видеоконференцию, посвященную разработке программы по развитию образования в нашей республике на 2021-2025 годы. Участниками обсуждения стали три профильных министра чувашского правительства, ректоры вузов и директора передовых образовательных организаций Чувашии.

Генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед, а именно его коллективу аналитиков поручено подготовить Комплексную программу социально-экономического развития Чувашии, сообщил, что обсуждение переходит к стадии конкретных пунктов программы с определением источников финансирования по ним. Программа должна стать руководством к действию и настольной книгой всех, от кого зависит развитие отрасли в ближайшие годы. И первый вопрос, которым задался эксперт, нужны ли нам в таком количестве строящиеся в республике в настоящее время школы и детские сады? Мол, демографическая ситуация в ближайшие годы оптимизма не внушает. И не будут ли простаивать новые здания?
Эксперту ответил министр образования Чувашии Сергей Яковлев. По его словам, ситуация в крупных городах и в целом по республике значительно отличается. В настоящее время свыше 7000 учеников учатся во вторую смену. И это лишь одна сторона вопроса. Вторая связана с тем, что в любом новом микрорайоне школа должна быть в шаговой доступности. Потому новые школы вскоре планируется открыть в микрорайонах Чебоксар “Садовый”, “Университетский-2”, “Лента”. Всего же таких строящихся микрорайонов в Чувашии 16 (в Новочебоксарске строительство школы запланировано в микрорайоне “Никольский”, детский сад здесь уже построен. — Прим. авт.). Что касается детских садов, то только в 2020-2021 годах в Чувашии будут построены девять новых дошкольных учреждений.

Скрипка в школе зазвучит
Идея качественного образования шаговой доступности должна перерасти в Центр дополнительного образования шаговой доступности, отметили участники совещания.
Каким образом? Один из путей — открытие дополнительного образования в школах по месту жительства на освободившихся площадях. Тогда ученику не нужно будет ехать через полгорода на занятия в музыкальную или спортивную школу, а преподаватели этих учреждений дополнительного образования сами придут для проведения этих занятий в школу. 
Конечно, вопросов при этом возникает очень много, от изменения нормативных документов до финансирования подобных проектов (требуется межведомственное взаимодействие министерств образования, культуры, спорта). Вместе с тем это даст новый стимул развитию сферы дополнительного образования Чувашии, и этот раздел следует включить в программу, считает вице-премьер Алла Салаева.

Заманить на родину
“Главной проблемой высшего образования республики остается отток талантливой молодежи в вузы столицы, — считает ректор ЧГУ Андрей Александров. — Для самореализации этих молодых людей это, может, и хорошо, но для развития самой Чувашии — не очень. Решать проблему необходимо комплексно. Уже на стадии поступления в вуз абитуриент должен представлять, где он может получить работу в Чувашии по выбранной специальности. Соответственно, вопрос, сколько и каких специалистов не хватает сейчас предприятиям нашей республики, буквально висит в воздухе”.
Кстати, эту идею полностью поддержал ректор сельхозакадемии, недавно получившей статус аграрного университета, Андрей Макушев. По его словам, в Чувашии, являющейся аграрно-индустриальным регионом, действуют пять аграрных техникумов. Нужна их серьезная модернизация, пересмотр тех специальностей, по которым они сейчас готовят специалистов. 
“Это должно стать частью общей государственной программы, — подчеркнула Алла Салаева. — Поддержка специалистов на селе, сельская ипотека уже сегодня являются серьезными доводами, чтобы переехать в сельскую местность. Аграрные техникумы также должны привлекать не только сельчан, но и городских жителей”. 
Какие еще конкретные меры предлагаются? “Требуется создать республиканский фонд по поддержке талантливой молодежи, — отметил Андрей Александров. — Нужна новая инфраструктура: студенческие кампусы (в частности, новые общежития), центр спорта,  следует расширить пропускную способность Дворца культуры ЧГУ”.
Отдельным вопросом стало обсуждение возможного возрождения военной кафедры в главном вузе республики.

Вместо послесловия
Два с лишним часа в онлайн-режиме около 20 участников совещания прорабатывали детали тех или иных вопросов. Дошкольное, общее, среднее специальное и высшее образование должны стать единой цепочкой, которая служит общей цели — развитию Чувашии. В рамках одного материала невозможно охватить все аспекты, поэтому к теме принятия программы по развитию образования на 2021-2025 годы мы вернемся. “Грани” следят за развитием событий.