Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

За закупки без обмана

Чувашская делегация на форуме (Валерий Мутрисков пятый справа). Фото Александра ВРАЖКИНАЗа закупки без обмана форум

Чувашская делегация на форуме (Валерий Мутрисков пятый справа). Фото Александра ВРАЖКИНА

Инфографика Владимира ГОЛОВАЗа закупки без обмана форум

Инфографика Владимира ГОЛОВА


0

Мы уже рассказывали, что недавно в Самаре прошел антикоррупционный форум Общероссийского народного фронта по Приволжскому федеральному округу “ЗА честные закупки”. В нем приняли участие делегаты двенадцати регионов округа, в том числе Чувашской Республики.

Форум собрал активистов региональных отделений ОНФ, общественных организаций, представителей органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, журналистов. Разговор шел о государственных и муниципальных заказах, о проблемах коррупции и расточительства в этой сфере.
Госзакупка — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд по заранее указанным в документах условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
В минувшем году в России было заключено свыше 2,5 млн государственных и муниципальных контрактов на 5,3 трлн рублей. Основная доля объявленных закупок (по сумме) приходится на электронные аукционы (56 проц.), хотя закон предусматривает и другие способы осуществления закупок.
Эксперты также отмечают значительный рост контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей, высокую долю закупок у единственного поставщика на федеральном уровне.
Несмотря на предпринимаемые меры, сфера госзакупок пока остается одной из наиболее коррупциогенных. Самыми распространенными нарушениями являются: размещение заказов с последующим изменением сроков и стоимости работ, без объявления конкурса, непредъявление заказчиками штрафных санк­ций к исполнителям, плата за невыполненные по контрактам работы.
В минувшем году в 53 регио­нальных контрольно-счетных органах выявили 2 тысячи нарушений на общую сумму 7,4 млрд рублей, направив в правоохранительные органы около 200 обращений.
Между тем вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный закон № 44-ФЗ существенно расширил возможности общественного контроля за закупочными процессами, их гласности, прозрачности, эффективности, предупреждения коррупции. Народные контролеры вправе делать запросы о закупках, осуществлять независимый мониторинг, обращаться в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении контрольных мероприятий.
В свою очередь государственные и муниципальные власти обязаны обеспечить возможность осуществления общественного контроля.
Как показали обсуждения и дискуссии на самарском форуме, потенциал института общественного контроля набирает силу, его влияние растет, все больше граждан вливаются в ряды неравнодушных людей, готовых бороться с коррупцией и расточитель­ством при расходовании бюджетных средств. И в первых рядах этого движения сегодня в регионах выступают активисты Общероссийского народного фронта.
В кулуарах наш журналист пообщался с руководителем проекта ОНФ “ЗА честные закупки” Антоном Геттой.
— Основная цель форума?

— Прежде всего привлечь в проект новых активистов. Сегодня очевидно, что бороться с коррупцией без общественного контроля невозможно. Любой гражданин, кому небезразлична судьба страны, будущее его города, семьи, может стать активистом нашего проекта. В то же время мы выступаем за конструктивное сотрудничество, диалог со всеми участниками госзаказов, контролирующими органами. Надо совместно искать эффективные пути использования бюджетных средств, искоренить нарушения, а нечистые на руку люди должны понести наказание.
За последние полтора года мы проверили контрактов на общую сумму примерно около 5,5 млрд рублей. Ни Счетной палате, ни антимонопольному комитету невозможно отследить за всеми закупками.
Активисты оказывают существенную помощь контролирующим госорганам.
— Недобросовестные сделки сразу выдают себя?
— Когда, допустим, муниципалитет продает бывшее здание Дома культуры за 242 тысячи рублей, и тут же, после оформления всех документов, на коммерче­ском сайте появляется информация, что новый собственник запрашивает за тот же объект 6,5 млн, понятно, сомнения не могут не появиться.
А вообще, мы выступаем за то, чтобы все электронные аукционы проводились не в рамках одного муниципального образования, региона, а любой желающий из любого уголка страны мог принять в них участие, предложить достойную цену. Тогда и денег от продажи имущества в местном бюджете будет больше.
Вторая наша инициатива, которую также хотим внедрить в ближайшее время, — это типовые проекты на строительство дет­ских садов, школ, иных социальных объектов.
В настоящее время работаем над проектом закона совместно с Минстроем РФ. Считаем, неразумная практика сложилась, когда в одинаковых по климатиче­ским условиям регионах (мы делали сравнительный анализ) можно построить детский сад на 200 мест за 150 млн, а в другом за сумму свыше 200 млн рублей.
— В каких регионах больше проблем с государственными и муниципальными закупками?
— Вопрос этот часто звучит. Как обстоит дело у субъекта с прозрачностью, расточительностью, коррупцией? У нас такого рейтинга нет, и мы его не ведем. Для нас важен показатель активности населения.
В Самарской области общественный контроль хорошо по­ставлен, работает слаженная команда во главе с Вадимом Нуждиным, объединившаяся вокруг регионального исполкома ОНФ. С опытом местных активистов мы и хотели познакомить участников нынешнего форума. А до этого проект “ЗА честные закупки” прошел в Екатеринбурге, говорили о проблемах Уральского федерального округа.
— Известно, активисты ОНФ начинали наступление на расточительство с новогодних корпоративов. Сегодня праздники скромнее проводят.
— Желающих стать объектом внимания общественности находится все меньше, не рискуют. Работа на предупреждение дает результаты. При участии наших активистов были отменены закупки роскоши на 3 млрд рублей — это корпоративы, дорогие машины, чартерные перелеты и прочее. А всего за прошедшие годы проверены контракты на сумму свыше 170 млрд рублей, среди которых нарушений не установлено. Если брать во внимание те пресловутые десять процентов отката, которые не попали в карман хитрецов, то мы сберегли для казны не менее 16 млрд рублей.
— Встречаются вопиющие факты расточительства, коррупции?
— У всех сегодня на слуху бывший губернатор Сахалинской области и несколько членов правительства региона. С конца 2013 года поступали от общественных контролеров сигналы о сомнительных расходах бюджетных средств области. Следственный комитет в этом деле точку по­ставил.
— На активистов, народных контролеров есть попытка оказать давление?
— Встречаются отдельные факты, когда хотят уволить активиста с основного места работы либо задобрить чем-то. Но такие дей­ствия чреваты большими неприятностями.
— На открытии форума в качестве положительного примера все назвали Ульяновскую область.
— Дело в том, что региональные власти и лично губернатор под-­дер­жали предложение тамошнего лидера активистов Рустама Садыкова. По закону № 44-ФЗ контракты только стоимостью 1 млрд рублей и выше должны пройти обязательное общественное обсуждение. Власти области пошли на конструктивный диалог и снизили данную планку. По контрактам на строительство дорог до 500 млн, закупок продуктов питания до 100 млн рублей. Замечательный пример того, как следует выстраивать отношения с населением. Все открыто, прозрачно.

  • Чувашская делегация на форуме (Валерий Мутрисков пятый справа). Фото Александра ВРАЖКИНА
  • Инфографика Владимира ГОЛОВА