Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Юрий Грымов: Чебоксары — звено моей картины мира. Я здесь, жизнь удалась!

Юрий Грымов: Чебоксары — звено моей картины мира. Я здесь, жизнь удалась! Чебоксарский международный кинофестиваль

Юрий Грымов. Фото Валерия Баканова.


4

“Еду в поезде “Чебоксары — Москва” с кинофестиваля в Чувашии. И решил воспользоваться современными технологиями — опубликовать пост на блоге, не выходя из поезда”, — сообщал в Интернете Юрий Грымов, открывавший в Чебоксарах своим фильмом “Чужие” кинофорум международного значения. “Это чистый уютный город, — делился он в киберпространстве своими впечатлениями, — с низкоэтажной застройкой (в центре), с милыми людьми, просторный и зеленый... Был полный зал людей, и была реакция после. Многие чебоксарцы оказались просто не подготовленными к такому кино, как “Чужие”. Зритель вышел, мягко сказать, ошарашенным... Это было вчера, а сегодня после пресс-конференции у меня была встреча со студентами университета культуры и искусств. Могу поделиться: это открытые, современные и динамичные люди (Москва все же надевает на многих шоры в виде гипертрофированных амбиций)”.
Режиссер, сценарист, продюсер студентам тоже понравился. Шутка ли, академик кинематографических искусств, рекламы, получивший свыше 70 призов на российских и международных фестивалях, говорил с ними на равных и на одном языке. Он отвечал на вопросы и сам задавал их. Зал то и дело взрывался смехом, аплодисментами.

— Как пришла идея снять фильм “Чужие”?
— Прошлое, фильмы, на которых и я воспитывался, и ваши родители, это, конечно, все очень важно. Но нужно двигаться вперед. Актуальное кино то, которое близко к тому, что сейчас, и к тому, что чуть-чуть потом.
Как человек, у которого есть мозг и он этим органом может пользоваться, задумался: почему в последнее время (лет десять) возникает “треугольник” в виде арабского мира, Америки и России? Убежден, сейчас такая ситуация в мире, что Россия совершенно спокойно может взять на себя роль, которая позволила бы примирить арабский мир и Америку. У нашей страны есть уникальная историческая возможность стать тем самым связующим звеном в разорванной цепи. Поэтому и появился фильм.
Чужие ли мы на планете Земля? Она очень маленькая. Вот я в Чебоксарах с вами говорю. Сейчас сяду в поезд, завтра утром буду в Москве. А сяду на самолет, через десять часов — в Сингапуре. Это очень быстро, мы очень плотно живем. Поэтому, наверное, надо изобрести врага вне, придумать врага инопланетного, чтобы против него всем бороться, тогда закончатся все эти амбиции.
При этом я сторонник сохранения индивидуальности, того, что мы все разные и должны друг друга уважать. Вот я сказал по поводу Сингапура. Там есть по­трясающий закон, что никакое средство массовой информации, никто публично не может высказать какие-либо суждения про другую религию, чтобы не дай Бог кого-то обидеть. Что это, мудрость? Нет, просто здравый смысл.
Фильм мы снимали в северной части Африки, я прекрасно понимал, что работаю в мусульманской стране, видел, как они пять раз в день молятся. Понимаете, пять раз в день человек отрешается от некоей суеты, расстилает коврик и совершает молитву, думает о чем-то хорошем!.. 
— Расскажите об актерах, игравших главных героев. Как их нашли?
— На самом деле механизм поиска очень легкий. Наверняка будут вопросы “и как работалось?”. Прекрасно работали, лучше, чем дома. С русскими артистами работать труднее. Другой менталитет.
— А как они чувствовали себя в роли, вызывающей негативные эмоции? Как-то уже принято, что если русский в фильме, то всегда пьяный, у вас обратное — негативно показаны американцы.
— Вы знаете, у них демократия в стране. Это не просто слова. Что такое тоталитарный режим: никогда раб не сможет не то что укусить хозяина, а даже подумать, что хозяин не прав. Демо­кратия по-настоящему, когда человек говорит: “Это мое мнение”.
Мы общались с американцами. Им стыдно за Буша. Нам, говорят, неудобно: гибнут американские солдаты, которые здесь ни при чем. Абсолютно гражданская позиция, без фанатизма, без “мы ненавидим!” Просто: мы не согласны, нам не нравится. Я спрашивал у них, почему согласились сниматься. Они произнесли удивительную для меня фразу: “Когда бы мы смогли поработать и с русскими, и с арабами, никогда!”
И для меня было интересно поработать с арабами. Нелегко, это не туризм. Чем хорошо художественное кино — все руко­творно. Все, что видите в кадре, само не происходит. Не появляются ямы, машины сами так не ездят, собака не бежит. Солнце не всходит, когда мы хотим. Закат видели в начале фильма? Это никакая не компьютерная графика. Знаете, сколько длится закат в пустыне? 15 минут. Вот солнце стоит, через 15 минут его нет. Представляете, насколько должны все слаженно работать. А мегафоны к концу дня что сделали? Сели.
Почему фильмы стоят больших денег? Именно по­этому. Или помните сцену, где девочка на мине. У половины съемочной группы потом были вши. Вши, клещи. Мы ведь выбирали детей из деревень.
— У фильма есть будущее в американском и арабском прокате?
— В арабском есть шанс, сейчас мы этим занимаемся. В американском нет, потому что американцы мудрее нас. Знаете, сколько идет иностранных картин в США? Два процента. Сколько идет американских картин в России? 98. Чувствуете разницу? Как вы думаете, почему? Про прекрасную Америку, про историю ее, военную мощь откуда вы знаете? Кино снять (блокбастер) надо сто миллионов долларов, это дешевле, чем вас напугать ружьем. Согласны? Они понимают все. И этим прекрасно пользуются.
— На вашем сайте выглядите таким плохим мальчиком: детство у вас было неоднозначное, родителям говорили в школе, что вы дебил...
— ...В школу вызывали мою маму, говорили: “Нина Ильинична, вот ваш сын, Юрий, полный дебил”. — “Как дебил? Он прекрасно рисует, занимается живописью”...
— Потом плохой мальчик снимает фильмы, которые тоже неоднозначно трактовались. Он всегда идет немножечко не то что вопреки, а дер­гая, пытаясь заставить нас посмотреть другими глазами на обыденность. Что это, такой профессиональный ход, некая форма пиара, пробивания в пространстве кинематографическом или жизненная позиция?
— То, что касается пиара и так далее, скажу честно: если человек хоть раз пройдет фильм от начала до конца (съемки его), говорить о пиаре просто смешно. Любой фильм — это поступок. Особенно на территории нашей страны. Проблема с деньгами, профессионалами.
Был такой случай на съемках “Чужих”:  один мой художник поругался с арабом, употребив неприемлемую там фразу. Ну нельзя там так. И нас предупредили: вы заснете в гостинице, а проснетесь в пустыне. Когда подходят люди и говорят об этом так спокойно, это не смешно.
Какой пиар? Я понимаю, свет изменился, и чтобы зритель по­смотрел кино, нужно что-то предпринимать. В Чувашии этого фильма не было в прокате и не будет никогда, потому что все равно будут идти и здесь, и в Москве, и везде американские фильмы в полном объеме. Развлекательные.
— Нет ощущения, что вы в некотором роде чужой в российском кинемато­графе?
— Я сам хочу дистанцироваться. Я не хочу в едином порыве пить водку со всеми вместе, мне стыдно перед вами, зрителями, за все эти разборки в союзе кинематографистов. На всю страну ругаются, что-то делят. При том пиаре этого скандала, который наверняка и до вас докатился, что, нельзя было решить вопрос с пиратством? Смешно. Знаете, какой оборот у пиратов в год? Шесть миллиардов долларов в России. А потом вам будут говорить — не хватает денег на зарплату. Что, так трудно навести порядок с пиратами? Да дайте свисток. Не надо просто это никому, по барабану все. Поэтому я пытаюсь максимально дистанцироваться, с трудом делать то, что хочу.
— Кризис. Как его преодолеваете?
— В Швейцарии начались даже судебные процессы над средствами массовой информации, которые раздувают ажиотаж вокруг кризиса. Вот вы лично держали деньги в американских банках? Не держали. Какие проблемы? Не так страшен черт, как его малюют. Для меня преодоление — это чем-то заниматься. Думаю, что кризис еще не случился реально в стране, возможно, это случится чуть позже, но это не связано ни с вами лично, ни с девушкой, которая сидит рядом. Это связано с непрофессиональным управлением экономикой. Кто мешал развивать производство? Америка быстрее всех вылезет из этой “задницы”. Они сами для себя производят. А у нас из чего вылезать, если сплошная перепродажа в основном?
Считаю, нужно заниматься делом. Я вот сейчас в период кризиса запустил фильм,  который называется “На ощупь”. Трудно, но договариваемся с людьми. Что-то делать надо, а не сидеть, пить водку и говорить, что все уроды.
— В фильме “Му-му” очень много знаков каких-то, например, орех креслом давится. Сами пришли к этим приемам или на каких-то фильмах учились?
— Я делаю то, что чувствую. Не хочу кому-то подражать, мы все разные, и пытаться всем по­нравиться просто нереально. Как Раневская говорила: “Я не червонец, чтобы всем нравиться”. Делаю, что мне близко. Кто-то разделяет мою позицию, мне очень приятно, кто-то не разделяет, я не обижаюсь. Некоторые люди до сих пор не понимают Пикассо. У меня знакомый, когда мы были в музее Пикассо, подошел к картине, смотрит, вспоминает фрагмент фильма “12 стульев”, говорит: “Юр, смотри — “Киса, вы умеете рисовать?” И это не значит, что он дурак.
— Любимый режиссер?
— Очень часто задают вопрос: какая любимая книга, режиссер. Не существует один. Если у вас есть одна любимая книга, значит, вы деградировали. Я когда-то любил “Курочку Рябу”, потом мне понравился “Чебурашка”, где прозвучала запавшая в мою детскую душу фраза-заклинание: чебуреки-Чебоксары-чебурашка. Однажды понял, что одного звена в цепи “моей картины мира” недостает: чебуреки я пробовал, Чебурашку тоже видел, а что такое Чебоксары, не понимал. Свершилось: я в Чебоксарах. Жизнь удалась!
Любимых много, они разные, они меняются. Мне не нравился Достоевский в школе,  вообще, считаю, что его рано преподавать в школе. Я ненавидел те уроки, считал их издевательством. Потом ты к этому писателю возвращаешься. Случайно. Оп-па. Это серьезно.
Важно не то, что именно вы любите, а как вы к этому относитесь. Я куда-то летел, женщина подходит в аэропорту: “Юрий, извините, я бы хотела спросить у вас, что вы думаете по поводу этого фильма?” — “Почему вы меня спрашиваете?” — “Но везде написано, что это очень хорошо”. — “Ну и что?” — “А мне кажется, что это дрянь”. Говорю: берегите вы это мнение. На заборе тоже что-то написано. Свое мнение важнее. Не будет команды любить... Хотя, может, и будет, к этому, по-моему, все и идет.
— Полагаете, со временем придем к тому, что необходимо будет вводить цензуру?
— Со мной на съемках “Чужих” сидела цензура весь фильм. Две женщины среднего возраста. Мы утвердили сценарий в Министерстве культуры Египта. Они поставили печать, и те сидели смотрели. Они предоставляли возможность делать все, что хочется, но только чтобы араба не показали бандитом, по крайней мере, чтобы он не узнавался, что он марокканец, египтянин... Бандит, он интернационален.
Но я не думаю, что цензура спасет. Был же комитет по цензуре, наложивший вето на наивный детский фильм “Внимание, черепаха!” Ролана Быкова. Он шел, а потом его запретили к показу, знаете, почему? Начались события в Чехословакии. Кажется, какая связь? Объясняю. Психика дебильного чиновника, который в принципе трус: черепаха маленькая — маленькая, Чехо­словакия маленькая — маленькая. Идет танк, он ее давит? Давит. Представляете, связь, да?  Думаю, если будет цензура в том понимании, это будет глупый закончик.
— Вы человек Интернета, у вас там много проектов, есть собственный живой журнал. Поможет ли Интернет человечеству стереть границу между чужими или, наоборот, будет способствовать обособлению? Другими словами, Интернет — это зло или прогресс?
— Мне кажется, что это точно так же, как автомобиль. Автомобиль может кого-нибудь убить? Если у человека голова на плечах, Интернет для него — быстрый способ получения информации, контакта, но не общения. Общение — это когда, как я с вами, разговариваю, вы отвечаете, видите мою реакцию. Тогда это общение.
Считаю, за Интернетом будущее, в том плане, что оно заменит, мне так хотелось бы, телевидение. Потому что то телевидение, которое сейчас существует, оно убогое, неинтересное, страшное, скучное. Такое количество негатива! Муж кричит на жену в ток-шоу. Она такая-то, сякая-то. Это ж ненормально. Или другая сторона — оголтелый юмор, все ржут, как подонки. Ни в одной цивилизованной стране не будут смеяться над пожилыми людьми. В России это нормально. Или посмеяться над сексуальными расстройствами. В России 14 миллионов инвалидов. Посчитайте — это 10 процентов населения страны. Каково им сидеть и слушать шутки? Телевидение, считаю, это большой гигантский разрушитель.
— Какие кинематографические работы вызвали у вас в последнее время положительные эмоции, что бы порекомендовали посмотреть?
— Я буквально два месяца назад согласился вести передачу на цифровом канале “A-One”, каждый четверг, называется “Большая рыба”. Два часа в прямом эфире говорю, в том числе какие фильмы надо посмотреть из старых, из новых. Из последних фильмов, которые мне понравились, это “Там, где тебя нет” с Кейт Бланшетт, “Дорога перемен” с Ди Каприо. Кстати, был такой прекрасный актер Брандо, поверьте, Ди Каприо лет через пять окажется на том же уровне. Человек, который ухитрился “отмыться” от “Титаника” и поп-культуры и превращается в суперартиста, — уникальный случай. Я не могу найти других, кто мог бы заменить Даля, недавно ушедшего Янковского, такого уровня найти не могу...