Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Встречи бортинженера и главного конструктора

Геннадий СтрекаловВстречи бортинженера  и главного конструктора эрудиты Дерзайте!

Геннадий Стрекалов


0

Горные лыжи его увлекали
28 октября исполняется 71 год со дня рождения знаменитого космонавта Геннадия Стрекалова.
Он родился в Мытищах в семье рабочего. Окончил школу в 1957 году в подмосковном Калининграде (ныне Королев) и работал на заводе № 88 (сейчас РКК “Энергия”) медником. Участвовал в изготовлении первого искусственного спутника Земли.
Позже Стрекалов рассказывал, что тогда и не мечтал о космосе, хотя с Сергеем Королевым по­знакомился уже в 12-летнем возрасте: нечаянно разбил стекло в доме конструктора. А через четыре года, работая на заводе и получив как-то замечание “Громко стучишь!”, не узнал Королева и ответил тому нецензурной фразой…
В 1960 году Стрекалов поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана, еще студентом (1964) начал работу в ОКБ-1 Королева. Участвовал в подготовке лунной программы, разработке кораблей “Союз”.
Заметное влияние на его судьбу оказало увлечение горными лыжами. “Я в отпуск не летом, как все, а зимой ходил, — вспоминал Г.Стрекалов. — Лыжи в охапку, рюкзак на плечи — и в При­эльбрусье или где покруче... Возвращаюсь как-то раз, а меня ждет приказ о наборе в бортинженеры. Начальник предложил заявление написать, но я тогда думал, что в отряд дорога только особенным, талантливым, не таким, как все...
В следующем, 1971 году возвращаюсь с гор, а тут опять сюрприз, да еще какой! Погибли три человека в отряде, и начальник опять ко мне: “Ты, может, трусишь? Как же ты на горных лыжах катаешься, на корточках, что ли?” Ну, вы понимаете, такое я не мог стерпеть. Взял лист бумаги и написал: “Прошу зачислить меня в спецгруппу”.
С 1973 года Стрекалов в отряде космонавтов. Совершил пять полетов (общей продолжительностью около 269 суток) в качестве космонавта-исследователя или бортинженера: на “Союзе Т-3” с Л.Кизимом и О.Макаровым (1980); на “Союзе Т-8” с В.Титовым и А.Серебровым (1983); на “Союзе Т-11” и “Салюте-7” с Ю.Малышевым и индийцем Ракешем Шармой (1984); на “Союзе ТМ-10” и комплексе “Мир” с Г.Манаковым (1990); на орбитальном комплексе “Союз ТМ-21” — “Мир” — “Атлантис” с В.Дежуровым и американцем Норманом Тагартом (1995).
Еще один полет на “Союзе Т-10-1” не состоялся: 26 сентября 1983 года за несколько секунд до старта загорелась ракета-носитель, космонавты Г.Стрекалов и В.Титов успели катапультироваться и были эвакуированы с помощью системы аварийного спасения.
Г.Стрекалов ушел из жизни 25 декабря 2004 года.

Столетие Михаила Янгеля
7 ноября исполнится 100 лет со дня рождения, а 25 октября 40 лет со дня кончины Михаила Янгеля, выдающегося ученого, конструктора в области ракетно-космической техники.
Он с отличием окончил Московский авиационный институт (1937), а после войны работал заместителем главного конструктора С.Королева, директором, главным инженером НИИ-88 в подмосковном Калининграде, главным конструктором ОКБ-586 в Днепропетровске (1954-1971).
М.Янгель стал основоположником нового направления в ракетной технике: использование высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Возглавлял создание космических ракет-носителей и аппаратов “Космос”, “Космос-2”, “Циклон-2”, “Циклон-3”, “Интеркосмос”, “Метеор”, “Целина”.
Его именем названы астероид и кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз, поселок в Иркутской области.

“Морским судам быть...”
30 октября 1696 года, 315 лет назад, Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление “Морским судам быть...”, признанное позже первым законом о флоте.
Строительством кораблей занимались солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, и 50 иностранных мастеров. Для изучения кораблестроения Петр I под видом урядника Петра Михайлова в составе Великого посольства по­ехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей (1697).
Весной 1699 года в Азов­ское море вышла первая эскадра, доставившая в Константинополь думного дьяка Украинцева. Такая демонстрация русского флота способствовала подписанию мирного договора с Турцией (1700).
Балтийский флот первую победу одержал 7 августа 1714 года, под руководством Петра I разгромив у острова Гангут швед­ский отряд контр-адмирала Эреншельда. С разгромом шведского флота у Гренгама (1720) российский флот стал самым мощным на Балтике.

Для знатоков “Граней”
На вопросы второй недели октября правильно ответили пенсионеры М.Архипова, Г.Ершова, И.Ильин, И.Леонтьев, В.Петров, инженер О.Маркова, почетный донор С.Большаков, преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов, девятиклассница В.Алексеева, домохозяйки А.Кудрявцева, Н.Леушина, Н.Степанова, бухгалтер Е.Кулагова:
а) космонавты “Восхода-1” в 1964 году докладывали о выполнении задания не тому лидеру государства, при котором отправились в полет, поскольку на следующий день после посадки на октябрьском пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем вместо Н.Хрущева был избран Л.Брежнев;
б) знаменитая куртизанка Мари Дюплесси, возлюбленная Ф.Листа, вдохновила А.Дюма-сына на роман “Дама с камелиями”, по сюжету которого написана опера Д.Верди “Травиата”.
Вопросы 3-й конкурсной недели октября:
1. По какой практической причине коллегам Г.Стрекалова по ОКБ-1 было удобно увлечение будущего космонавта горными лыжами?
2. Какой видный российский флотоводец, вице-адмирал, был братом знаменитого композитора из “Могучей кучки”?

Ответы принимаются в четверг, 27 октября, по телефону 48-02-24 с 12.00 до 13.00; до этого времени ответы также можно отправлять по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.
 

  • Геннадий Стрекалов