Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Волшебников породнила земля чувашская

Участники исторического фестиваля Дедов Морозов (слева направо): Якшамо Атя (Мордовия), Хӗл Мучи (Чувашия), Кыш Бабай (Татарстан), Тол Бабай (Удмуртия), Йушто Кугыза (Марий Эл).Волшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Участники исторического фестиваля Дедов Морозов (слева направо): Якшамо Атя (Мордовия), Хӗл Мучи (Чувашия), Кыш Бабай (Татарстан), Тол Бабай (Удмуртия), Йушто Кугыза (Марий Эл).

Удмуртский Тол Бабай  и его Лымыныл, “снежная девочка”Волшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Удмуртский Тол Бабай и его Лымыныл, “снежная девочка”

Чувашский Хӗл Мучи  и помощница-рукодельница ЮрпикеВолшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Чувашский Хӗл Мучи и помощница-рукодельница Юрпике

Якшамо Атя и помощница Масторава — богиня землиВолшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Якшамо Атя и помощница Масторава — богиня земли

Волшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Волшебников породнила земля чувашская

Волшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Волшебников породнила земля чувашская

Волшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Волшебников породнила земля чувашская

Волшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Волшебников породнила земля чувашская

Волшебников породнила земля чувашская Фестиваль Дедов Морозов

Волшебников породнила земля чувашская


0

Считаете, что Дед Мороз один и с окончанием зимы покидает наши края, отправляясь домой, в Великий Устюг? Ан нет, оказывается, практически у каждого народа есть свой Дедушка, который несколько отличается от классического доброго зимнего волшебника и радует своим присутствием детей и взрослых круглый год. Некоторым чебоксарским ребятишкам посчастливилось увидеть сразу пять разных Дедов Морозов в одном месте. Легендарная встреча произошла в последние дни февраля в этнокомплексе “Ясна”.


Братья Морозы

Волшебные персонажи прибыли со свитами, говорили на своих языках, играли с ребятишками в национальные игры. Все были яркими, необычными и очень разными. Рассматривать каждого можно было часами, ведь все детали их образов наполнены смыслом. 

“Это первый фестиваль национальных Дедов Морозов, — рассказывает директор этнокомплекса “Ясна” Марина Федорова, — он отличается еще и тем, что в Чувашию приехали не только главные сказочные персонажи зимы, но и их помощники, администраторы, руководители разных комплексов (волшебных площадок) нашей страны. А почему в конце февраля? Потому что это завершение зимы, и летоисчисление в древние времена начиналось с марта”.

По словам организаторов, цель фестиваля — познакомить гостей этнокомплекса с культурой разных народов. “Все Деды Морозы когда-то исторически жили одной большой дружной семьей. Поэтому они братья, и братьев мы собрали здесь, в “Ясне”, — отмечают они.


Наш Хӗл Мучи

Встречал гостей чувашский Дед Мороз — Хӗл Мучи. Он живет не в Устюге, а на нашей земле, в “Ясне”. Его кафтан природного зеленого цвета расшит древними чувашскими узорами. Этот Дедушка известен тем, что мастерит народные музыкальные инструменты, особенно летом, когда отдыхает от своих “морозных” дел, его считают самым музыкальным Дедом Морозом в России.

“У меня даже посох поет, — поднимает его и дудит, как в трубу, Хӗл Мучи, — он называется кавал, нужен мне, чтобы вызывать вьюгу”. Рядом с Дедушкой стоит вроде как Снегурочка, но нет, это не внучка классического Мороза, а помощница-рукодельница Юрпике.

Хӗл Мучи с удовольствием знакомит всех со своими братьями. 


Мордовский Дедушка

Вот интересный персонаж, у которого вместо привычной шапки красная повязка на голове (очелье). Это мордовский Дедушка из Ульяновской области Якшамо Атя. А рядом его свита: Масторава (богиня мать-земля), Кудоава (хранительница домашнего очага), Вирьава (богиня леса). 

“Дед Мороз не мерзнет, зачем ему шапка, — улыбаются женщины из его свиты, — он всегда в белых одеждах с национальными орнаментами”.

“У меня нет Снегурочки, а есть главная помощница Масторава — богиня земли, — рассказывает Дедушка. — А это не посох, а рогатина с колокольчиками, чтобы злых духов отгонять, и по их звону сразу понятно становится, что Якшамо Атя идет. Кроме конфет раздаю ребятишкам мордовские булочки щукорот, как они пекутся — секрет. Приезжайте к нам в этнокомплекс в село Кивать Кузоватовского района Ульяновской области, там вас накормят, угостят. Я — круглогодичный Дед Мороз. Летом слежу, чтобы родники, погреба были холодными, вода чистой, чтобы продукты долго не портились”.

“Думаю, нужно помнить и чтить традиции, — рассуждает Масторава, — ведь по-прежнему человек любит природу, дружит с ней. Наш народ и сейчас обращается к национальным божествам: например, к Вирьаве обращаются, когда идут в лес, ведь она помогает найти грибы, ягоды, целебные травы, дорогу, если человек заблудился. А Кудоава встречает у себя дома, пироги печет, ключевую воду носит, всех угощает”.


Тол Бабай из Удмуртии

Многим гостям на этом празднике Дедов Морозов приглянулся удмуртский Тол Бабай своим ярким нарядом малиново-сливовых оттенков. Дедушка охотно рассказал свою историю: “Я потомок алангасаров. Это великаны, которые жили еще до людей. Я один из них остался, но со временем мой рост уменьшился до человеческого. Стал понимать зверей, птиц. Раз выхожу на поляну, смотрю: дети. Думал, убегут, а они со мной играть стали. Я им подарочки смастерил из шишек, веточек. С тех пор меня называют Тол Бабай (зимний дед), но с людьми я круглый год. Кафтан у меня сиреневый, потому что этот цвет считается у удмуртов редким, его раньше могли позволить себе только люди с большим достатком. На костюме указан путь человека, цикл жизни. Он начинается внизу и заканчивается на шапке, усыпанной звездами. У меня четыре наряда: парадный, зимний, домашний, летний. Посох мой увенчан головой лося, он считается у нас мудрым животным. Со временем посох искривился, но не потерял волшебной силы”.

Рядом с удмуртским Дедом Морозом сияла красотой опять же не внучка Снегурочка, а помощница Лымыныл, “снежная девочка”, правая рука Тол Бабая.


Баба Яга и лесной дух

Марийский Йушто Кугыза в белом костюме, похожем по цветовой гамме (бело-красной) на одеяния классического Деда Мороза, прибыл на праздник тоже со своей свитой. Но у него, впрочем, как и у татарского Кыш Бабая (“кыш” — зима, “бабай” — дедушка), одетого в кафтан традиционного изумрудного цвета, кроме положительных персонажей были и отрицательные — Баба-яга Вувер Кува и представительница потустороннего мира Киямат Удыр. А рядом с татарским Дедушкой корчил рожи мохнатый зеленый лесной дух Шурале, который, несмотря на озорной нрав, помогает путникам найти дорогу к домику Кыш Бабая.

После того как к гостям вышли пять Дедов Морозов и прокружили хороводы с национальными танцевальными элементами, дети разошлись по домикам, где их ждали разные мастер-классы от зимних волшебников. Например, богиня земли Масторава научила гостей делать обережные куклы, которые и дети, и взрослые с удовольствием забрали с собой. 


Мороз в пятикратном размере

Можно, конечно, не верить в Дедов Морозов, но в тот день явственно ощущалось присутствие сразу всех пятерых зимних волшебников: морозило не на шутку.

И на следующий день столбик термометра уверенно полз вниз, ведь зимние волшебники отправились в Чебоксары, где встретились с всероссийским Дедом Морозом из Великого Устюга.

Но не переживайте: Дедушки обещали у нас не задерживаться и поскорее сменить зимние кафтаны на летние.

Кстати, глядя на нашего Хӗл Мучи, другие Деды Морозы тоже загорелись музыкой и пообещали научиться играть на своих национальных инструментах. Возможно, в следующем году на фестиваль соберутся уже национальные Деды Морозы-музыканты. 


Регина Максимова
  • Участники исторического фестиваля Дедов Морозов (слева направо): Якшамо Атя (Мордовия), Хӗл Мучи (Чувашия), Кыш Бабай (Татарстан), Тол Бабай (Удмуртия), Йушто Кугыза (Марий Эл).
  • Удмуртский Тол Бабай  и его Лымыныл, “снежная девочка”
  • Чувашский Хӗл Мучи  и помощница-рукодельница Юрпике
  • Якшамо Атя и помощница Масторава — богиня земли
  • DSC_1238.JPG
  • DSC_1253.JPG
  • DSC_1267.JPG
  • DSC_1294.JPG
  • DSC_1309.JPG