Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Владимир Иванов: Школам запрещено вымогать деньги

Министр образования и молодежной политики ЧР Владимир Иванов. Фото Валерия БАКЛАНОВА. Владимир Иванов: Школам запрещено вымогать деньги министр образования ЧР блогеры

Министр образования и молодежной политики ЧР Владимир Иванов. Фото Валерия БАКЛАНОВА.


0

Местные чиновники все больше внимания уделяют встречам с интернет-пользователями. В начале апреля на их вопросы отвечала министр здравоохранения и социального развития Чувашии Венера Муллина. А в прошлую субботу, справившись с предпасхальной суетой, молодежь заполнила конференц-зал Национальной библиотеки. В этот день ответ перед интернет-пользователями держал министр образования и молодежной политики Чувашии Владимир Николаевич ИВАНОВ.

На встречу он пришел со своей командой, в составе которой были заместитель министра Светлана Владимировна ПЕТРОВА, начальник управления образования администрации Чебоксар Сергей Владимирович КУДРЯШОВ и другие.

 

— Назовите три главные проблемы в системе образования, которые, на ваш взгляд, наиболее актуальны и требуют принятия незамедлительных решений.
В.Иванов:
Это вопросы дошкольного и профессионального образования, повышение заработной платы учителям и работникам дет­ских садов.
— Меня зовут Александр Варенов. Я филолог, преподавал в школе. Считаю, что самая большая проблема, с которой родители постоянно сталкиваются в школе, — это поборы. Для жителей республики тысяча рублей большая сумма. В лицеях могут такие деньги просить каждый месяц. Не сдашь, говорят, забирайте своего ребенка. При этом неизвестно, куда идут со­бранные средства. Хотелось бы легализовать систему сбора денег на нужды школ, чтобы все было открыто: сметы, отчеты. А также выписывались счета, чтобы родители могли пользоваться налоговыми вычетами, как это сейчас происходит с высшим образованием.
В.Иванов:
На сайте Мин­образования Чувашии крупными буквами написано “Запрещено собирать деньги с родителей!” Попечительские советы, общественные организации при школах имеют право и на создание бухгалтерий, и на сбор денег. Вот через них деньги направляйте туда, куда посчитаете нужным. Только они могут обеспечить прозрачность и отчетность.
То, как сейчас собирают деньги некоторые школы, — это поборы. Во все муниципалитеты мы отправили письма о том, что любые сборы запрещены законодательством. Сегодняшний бюджет школ позволяет организовать минимальный уровень материальной базы. Пластиковые окна, интерактивная доска в каждом классе — это дополнительные пожелания школ. Бюджетных денег недостаточно для того, чтобы все классы оборудовать на основе требований СанПиН. Расходы на эти цели составляют всего 3 процента от основного бюджета, а нужно 10.
Пожертвования могут вносить родители только на добровольной основе. Но если идет массовый сбор денег, 25 учеников сдают определенную сумму, то надо жаловаться в прокуратуру — это скрытая форма вымогательства. Позиция Министерства образования такова: мы категорически против поборов. Если в вашем классе есть некое давление и намеки на то, что если не сдадите денег, то к вашему ребенку начнутся претензии, сообщите, помогите нам. Давайте объединяться и работать по этим точкам, ведь за каждым директором не по­ставишь сторожа, за каждым классным руководителем не проследишь.
— Хотелось бы упростить процедуру регистрации домашних детских садов. У нас очень много пенсионеров, которые с удовольствием бы взяли к себе домой двух, трех детей, получали бы деньги из бюджета.
В.Иванов:
Вы внесли хорошее предложение. Дей­ствительно, в этом случае мы решаем сразу несколько проблем. Сегодня много людей, специалистов по дошкольному образованию. И они не трудоустроены. У нас много вакансий, но зар­плата такая маленькая, что желающих работать нет. А в домашних садах мы и зар­платой обеспечить смогли бы. Если бы родители, получающие 4330 рублей компенсации за то, что не водят детей в сад, открыли дома садик, собрали 5-6 детей, наняли воспитателя на 8 тысяч рублей. Таким образом обеспечим специалиста работой и достойной зар­платой. Сейчас прорабатываем этот вопрос.
С.Кудряшов: В Чебоксарах семейные детские сады развиваются, первым уже три года, а вот домашних садов официальных практически нет. Есть те, которые организованы на квартирах. Они оказывают репетитор­ские услуги, услуги по дошкольному образованию.
Решен вопрос с созданием детских садов в многодетных семьях. Мама зачисляется в ближайший к дому сад воспитателем. Получает там средства на питание детей. В семью приходят логопед, музыкальный руководитель. Ежегодно открываем 5-6 таких садов. Они функционируют достаточно хорошо. Для их открытия надо получить заключение Роспотребнадзора и Государственной пожарной инспекции.
Что касается альтернативных детских садов — то да, с этим есть проблемы. Официально только два част­ных имеют лицензию.
— Давно идет разговор об электронных учебниках, но внедряются они очень медленно. У меня есть разработки. Куда и к кому обратиться?
В.Иванов:
Созданием электронных учебников и пособий занимаются группы ученых-экспертов. Мы прикрепим вас к этим группам, и вы сможете помогать им. Источники финансирования проектов есть, они распределяются строго на конкурсной основе или на национальный компонент.
Сергей Чуплыгин: В 2012 году все образовательные учреждения должны перейти на открытую платформу. Хотелось бы узнать, что конкретно делается?
В.Иванов: Эти планы российское правительство ставит перед нами, региональными системами образования. В каждом учреждении образования есть один-два педагога, прошедших обучение по этим программам. Практически во всех кабинетах информатики установлены открытые площадки.
Кстати, обучение — не самая основная проблема. Проблема в техниче­ском обеспечении. Она не до конца адаптирована к потребностям современных школ. Во-первых, ни одна интерактивная доска не работает в открытой операционной системе Линукс. Техникой наши школы неплохо обеспечены, но принтерам четыре-пять лет. Драйверов на многих нет. На эту систему по предварительному планированию перейдут не более 50 процентов школ.
— Чебоксарские блогеры хотели бы проинспектировать ЕГЭ. Можно ли нам присутствовать на них?
В.Иванов:
Блогеры могут выступать в качестве наблюдателей, как общественные представители.
Евгения Федорова: Меня интересует вопрос разделения детей по следующему признаку. Есть Минобразования, в его состав входят учреждения дополнительного образования. Есть Минкультуры, у которого тоже есть подобные учреждения. Дети, занимающиеся в кружках и ансамблях, курируемых Минобразования, один раз в год имеют возможность съездить в лагерь бесплатно. А дети, обучающиеся в учреждениях Минкультуры, такого права не имеют. Почему?
С.Кудряшов: Учреждения дополнительного образования находятся не в структуре Мин­образования, а администрации Чебоксар. У нас есть Центр детского творче­ства, есть детские оздоровительные лагеря. Они финансируются из городского бюджета. Профильные лагерные смены организуем согласно постановлению главы городской администрации на основе заявок, которые предоставляют начальники отделов образования, культуры, спорта. В лагеря направляются участники таких мероприятий, как День города, День Республики, 9 Мая. Путевки также дают спортсменам, ученикам музыкальных и художественных школ и школ искусств.
— Как быть нынешним первоклассникам, ведь многие не смогли записаться 1 апреля в ту школу, которую бы хотели? Люди идут в соседние, а там тоже уже мест нет. Проясните, попадут дети в первый класс или нет?
С.Кудряшов:
Все первоклассники, конечно, пойдут в школу. Возможностей у нас больше, чем надо. Чебоксарам, чтобы выйти на проектную мощность школ, не хватает полутора тысяч детей. Другое дело, что родители хотят, чтобы их чадо непременно училось в гимназии или лицее. Хотя и эту проблему мы решаем.
В этом году проанализировали заявления, поступающие в 4-ю гимназию. Оказалось, что больше всего их от родителей детей, проживающих в Северо-западном и Новоюжном районах. Вот в школах этих районов мы в этом году и открываем классы с углубленным изучением английского языка. Кстати, было три заявления в 4-ю гимназию от жителей Новочебоксарска.
— Меня зовут Евгений Исхаков, представляю молодежное экономическое сообщество. Окончил один из технических факультетов ЧГУ. В вузе не изучают специализированное инженерное программное обеспечение. Оканчивает студент вуз, идет на предприятие, а там его уже направляют через Центр занятости населения обучаться этим программам. Есть ли возможность, чтобы эти специализированные программы мы изучали уже будучи студентами?
В.Иванов:
По материальной базе абсолютно с вами согласен. Буквально на прошлой неделе на эту тему вел разговор на кафедре на физико-математическом факультете, где я преподаю. Что касается перспектив, то считаю, что создавать лаборатории по старой совет­ской схеме не стоит. Это сильно затратно, и все равно будем отставать от техниче­ского прогресса. Поставим оборудование сегодня, а завтра оно уже устареет. Поэтому лучше объединяться с бизнесом и вместе решать проблемы. Представителям бизнеса проще всего прийти на 4-5‑й курс и выбрать себе студентов и обучать их тому, что именно им нужно.
Из Москвы недавно ехал с одним предпринимателем. В столице у него довольно солидное предприятие, а у нас открыли филиал. Он предложил там организовать класс по обучению. Мы нашли студентов.
— Работаю в школе. Учителей чувашского языка у нас семеро, а физик один, я. Язык учил, но не знаю его, не знают и все мои друзья. Преподают, но никто не знает.
В.Иванов:
Проблема, скорее всего, не в том, что отношение к языку негативное, отношение к языку и культуре у нас в Чувашии самое благосклонное. Проблема в обучении языку. Вот ее надо решать. Спасибо, что подняли этот вопрос.
— На Кабмине в марте прозвучало предложение повысить стипендию студентам с высокими баллами за ЕГЭ, выбравшим для обучения наши, чувашские вузы. Какова судьба этого предложения?
С.Петрова:
Есть договоренность с ректорами вузов. Те ребята, которые, имея высокие баллы за ЕГЭ, поступят в наши вузы, в первую очередь получат две стипендии. Одну выплатит вуз, другую — Минобразования. Планируем выделить некоторое количество президентских стипендий (1830 рублей) как раз этой группе студентов. Работа начата, и она будет доведена до конца.
— Складывается впечатление, что вы избегаете давать интервью республиканским СМИ.
В.Иванов:
Признаюсь, редко общаюсь с республиканскими СМИ, но оправдание тоже нашел: кто ко мне пристает, тому и обещаю.
— Расскажите о своей семье.
— Жена математик. У нас трое детей: двое сыновей и дочка. Сыновья работают в Чебоксарах, оба имеют инженерно-технические специальности. Один конструирует электротехнические системы, изобретает микросхемы, второй занимается бизнесом. Дочка окончила МГУИЭ по специальности “Инженерная экология”. Работает в Москве по специальности.
— В связи с тем, что вы сейчас на новой должности, планируете ли переехать из Ядрина в Чебоксары?
— Меня устраивает Ядрин. И особенно деревня, где у меня есть домик. Надеюсь, мои пчелы меня дождутся после министерской должности.

  • Министр образования и молодежной политики ЧР Владимир Иванов. Фото Валерия БАКЛАНОВА.

Комментарии

Изображение пользователя Солнышко.

"Бюджетных денег недостаточно для того, чтобы все классы оборудовать на основе требований СанПиН". Странно, требования создаем, а условий для их выполнения нет.
Изображение пользователя andy.

Так требования у нас создает одно ведомство, а реализовывать их должно другое...Мне интересно чем руководствовался Онищенко когда писал требования к школам и детсадам...
Изображение пользователя Нюрка.

Интересно. были ли случаи обращения родителей в прокуратуру и чем это закончилось
Изображение пользователя Нюрка.

по ошибке отправила 2 раз
Изображение пользователя Danaya.

как это по ошибке?