Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

В стране тюльпанов и сайгаков

Поля диких тюльпанов кажутся бесконечными.В стране тюльпанов и сайгаков

Поля диких тюльпанов кажутся бесконечными.

Перед Золотой обителью Будды Шакьямуни стоит Белый Старец.В стране тюльпанов и сайгаков

Перед Золотой обителью Будды Шакьямуни стоит Белый Старец.

Калмычки так же искусны  в стрельбе из лука, как и мужчины.В стране тюльпанов и сайгаков

Калмычки так же искусны в стрельбе из лука, как и мужчины.

Памятная стела на въезде в Калмыкию.В стране тюльпанов и сайгаков

Памятная стела на въезде в Калмыкию.

“Золотые ворота”.В стране тюльпанов и сайгаков

“Золотые ворота”.

Скачки на конноспортивном празднике, посвященном  Международному году благодарности его святейшеству Далай-ламы XIV.В стране тюльпанов и сайгаков

Скачки на конноспортивном празднике, посвященном Международному году благодарности его святейшеству Далай-ламы XIV.

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков

В стране тюльпанов и сайгаков


0

 Когда едешь по волгоградским степям, ничто не указывает, что за границей региона находится другая земля, другие традиции, нравы и совершенно иной мир, знакомый нам лишь по строкам Пушкина “И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык” и телевизионным передачам. 

На границе с Калмыкией установлена стела — скульптурная композиция семьи сайгаков. Кстати, эти животные — единственные оставшиеся со времен динозавров, и обитают они в степях Калмыкии. Также республика известна тем, что является самым безлесным регионом России и единственным в Европе, где основной религией является буддизм. 


Да хранит вас Белый Старец 

У калмыков к сайгакам особая любовь, трепетная и священная. Там даже в новостях рассказывают о том, сколько в этом году появилось новорожденных сайгачат. Специально для сохранения популяции в Калмыкии создан заповедник “Черная земля”, на территории которого далеко в степях пасутся эти невероятные и уникальные животные. Немало сил приходится прикладывать для их сохранения. Продолжительность жизни самца сайгака всего пять лет, самки — 10 лет. Поэтому появление малышей — большая радость для всех калмыков.

О тесной связи этих животных и народа рассказывают легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни. Изображения сайгаков можно встретить на многих культовых сооружениях, памятник животному и Белому Пастуху установлен и у самого большого буддийского храма в столице республики Элисте. Легенда рассказывает, как однажды калмык решил начать охоту на огромное стадо. Но вдруг посередине его появился старец в белых одеждах. Он погрозил охотнику и наказал ему никогда не стрелять в сбившееся стадо. Эти двое — Старец и сайгак — вас будут сопровождать постоянно во время путешествия по республике. 

Калмыки производят впечатление очень внимательных и трепетных хранителей прошлого и всего того, что может исчезнуть. Вот еще один пример. Весной, обычно в середине апреля, степи покрываются ковром из белых, желтых и красных тюльпанов. Их стебли всего на каких-то 10 сантиметров выше земли, ветер треплет нежные лепестки, но не в силах их сорвать раньше времени. Цветение тюльпанов длится неделю. Посмотреть на чудесное явление приезжают туристы со всей страны. В этом году из Москвы путешественников повез в Калмыкию целый поезд. А сколько тех, кто едет на своем авто! Не пересчитать! Ежегодно во второй половине апреля рядом с тюльпановыми полями организуется фольклорно-этнографический праздник. 


Непростая история

Откуда такая сильная тяга к сохранению своего, национального и родного? Этот вопрос не раз вставал перед нами в поездке. Возможная причина — история народа, который пережил несколько переселений. Калмыки — потомки ойратов (западных монголов), выходцев из Джунгарии. Они начали заселять земли между Доном и Волгой с конца XVI века, основав здесь Калмыцкое хан­ство. Со своей родины они ушли из-за дефицита пастбищ и феодальной междоусобицы. В 1608-1609 годах впервые принесли присягу на подданство русскому царю. В 1771 году произошел “Пыльный поход”, когда калмыки, кочующие на левобережье Волги, снялись и пошли на родину, в Джунгарию. Это случилось из-за снижения самостоятельности Калмыцкого ханства и заселения степей донскими казаками. В пути небольшой по численности калмыцкий народ потерял более 100 тысяч человек, лишился скота и имущества. Лишь около 15-20 тысяч калмыков достигли границы Китая. 

В 1943-1944 годах по указанию Сталина народ депортировали в Сибирь и Среднюю Азию. За несколько дней 93 тысячи калмыков вывезли в составе 46 эшелонов. После смерти советского вождя народ реабилитировали, людям разрешили вернуться на родину. Сейчас в Калмыкии живут 270 тысяч человек, из них 57% калмыки, 30% — русские. 


А причем здесь Далай-лама?

Что еще бросается в глаза в Калмыкии? Чистота! Чисто вдоль больших трасс, чисто в поселках и самой Элисте. Был апрель, и сначала мы решили, что въехали в город сразу после субботника. Но когда вернулись сюда через две недели, то поняли, что дело все же в отношении человека к природе и окружающей среде. Возможно, в этом “виновата” религия, которая неразрывно связана с природой и в которой причинять ей бедствие и относиться к ней неуважительно считается большим грехом. 

Кстати, Калмыкия занимает первое место в России по поголовью скота. И в это веришь охотно: пейзажи республики оживают благодаря многочисленным стадам. 

Пожалуй, трудно найти еще такой регион, где даже на поле встречаешь буддийские мантры. Главный из них “Ом мани падме хум”. Дословно переводится как “О жемчужина, сияющая в цветке лотоса”. Как поясняет Далай-лама XIV, мантра олицетворяет чистоту тела, речи и ум Будды. Много раз я повторяла эти слова во время путешествия по Калмыкии. И каждый раз при этом возникал передо мной не столько образ Будды, сколько сама Калмыкия, удивительная и необычная, простая и таинственная. 

Кстати, в регионе довольно часто встречается портрет Далай-ламы. Его можно увидеть в храмах и даже на светских мероприятиях на баннерах. Один такой мы увидели на калмыцком празднике, посвященном, конечно, Далай-ламе XIV. Сам праздник чем-то напомнил чувашский Акатуй, может, тем, что проходит также весной. Главное его событие — скачки, в которых участвуют породистые кони. Интересно было наблюдать и за соревнованием по стрельбе из лука: калмычки в этом деле не хуже мужчин, а может, и лучше. 

Калмыкия оказалась интересной и малоизвестной для нас, в ней осталось еще много неизведанного и непознанного. И это, наверное, неплохо: ведь в путешествиях особенно радуют пусть маленькие, но личные открытия. Так и вы, дорогой читатель, отправляясь в путешествие по России, вспомните про Калмыкию, которая непременно удивит и вас.


Фото Максима ИВАНОВА

  • Поля диких тюльпанов кажутся бесконечными.
  • Перед Золотой обителью Будды Шакьямуни стоит Белый Старец.
  • Калмычки так же искусны  в стрельбе из лука, как и мужчины.
  • Памятная стела на въезде в Калмыкию.
  • “Золотые ворота”.
  • Скачки на конноспортивном празднике, посвященном  Международному году благодарности его святейшеству Далай-ламы XIV.
  • IMG_8173kal.JPG
  • IMG_8531kal.JPG
  • IMG_8631kal.JPG
  • IMG_8491kal.JPG
  • IMG_8561kal.JPG
  • IMG_8991kal.JPG