Что изменится в России с 1 марта 2024 года

В шлюзе “гости” не должны волноваться

В шлюзе “гости” не должны волноваться Дела и люди

Татьяна Софронова. Фото из архива Т.Софроновой.


1

В воскресенье 4 июля свой профессиональный праздник — День работников морского и речного флота — отметит коллектив Чебоксарского района гидротехнических сооружений и судоходства, филиала ФГУ “Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства”. Следующая навигация для него станет юбилейной — тридцатой. За это время через шлюзы Чебоксарской ГЭС прошли более полумиллиона судов. Их бесперебойный пропуск, исправное состояние сооружений и уникального оборудования обеспечивают электромеханики, гидротехники, диспетчеры. Руководит диспетчерской движения ведущий инженер-диспетчер Татьяна Софронова.
“Это добросовестный, опытный, досконально знающий свое дело специалист, умеющий хладнокровно и четко сработать в самой сложной ситуации”, — так отозвался о Татьяне Федоровне начальник ЧРГСиС Алексей Смирнов.
Диспетчер движения обеспечивает проводку судов на участке от Козловки до Чебоксар. Он всегда на связи и готов прийти на помощь любому судну, терпящему бедствие. “Поломался двигатель — содействуем в ремонте, сел на мель — вызываем буксир из Чебоксар или подключаем проходящие суда. По просьбе капитанов предоставляем путевую информацию о глубине, ширине судового хода или оперативную — об обстановке на реке, например, местах работы земснарядов, — поясняет Татьяна Федоровна. — Иногда владельцы разыскивают стоящее где-то на якоре судно и обращаются к нам. Наша служба располагает компьютерной программой “1С:Диспетчер”, по которой можно довольно точно определить местонахождение судна, рассчитать время подхода. Внедряется автоматическая система слежения за судами в непрерывном режиме, аналогичная Глонасс”.
Татьяна Софронова уроженка Днепропетровской области Украины. По окончании Днепро­дзержинского энерготехникума в 1975 году по распределению попала на строительство Чебоксарской ГЭС. Трудилась техником-геодезистом, с нивелиром и теодолитом размечала места укладки бетона. После пуска первого агрегата в 1981 году перешла в шлюзовое хозяйство, где готовились к первой навигации. Татьяна Федоровна работала в группе надзора за сооружениями, отслеживала скорость и величину усадки бетона.
В 80-е годы, когда на Волге было интенсивное движение, через шлюзы проводили не по 5-10 тысяч судов в год, как сейчас, а по 35 тысяч. Корабли стояли на рейде, дожидаясь очереди, хотя действовали оба шлюзовых канала. Тогда группа специалистов, в которой работала Софронова, занималась поиском оптимального режима заполнения камеры, чтобы избежать волнообразования на подходе к шлюзу. В 1989-м она окончила Горьковский институт инженеров водного транспорта и трудилась инженером-гидротехником, а в 2000 году перешла в диспетчерскую службу.
Татьяна Федоровна говорит, что она оптимист, жизнерадостный человек. И это помогает в работе. Своих подчиненных наставляет: “Никогда не создавайте нервозной обстановки судоводителям, тогда в шлюзе и дров не наломают. Они тоже люди и “гостят” у нас 15 минут. Пусть знают, тут их доброжелательно встретят и так же проводят”.
За долголетний плодотворный труд Татьяна Соф­ронова награждена почетными грамотами Волжского ГБУ и ЧРГСиС.