Что изменится в России с 1 марта 2024 года

В России радость другая

© Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙВ России  радость другая Территория культуры Гостиная

© Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙ


0

В эти дни в залах Художественного музея Историко-художественного музейного комплекса Новочебоксарска экспонируются работы санкт-петербургской художницы Любови Костенко, объединенные общим названием “Мир Любови Костенко. Лондон. Париж. Амстердам”.
Полотна мастера живописи включены в “Энциклопедию шедевров Государственного Русского музея X-XX веков”, картины и рисунки находятся во многих частных собраниях, работы регулярно выставляются в галереях, музеях и имеются в музейных коллекциях европейских стран.
Мы встретились с Любовью Костенко перед открытием ее персональной выставки и задали несколько вопросов.

— Любовь Алексеевна, ваше творчество отличает особая манера письма. К ней пришли сразу же?
— Она сложилась сама по себе. Еще в школьные и студенческие годы я очень много копировала мастеров. Приходила в музеи с карандашом и тщательно изучала работы Рембрандта, Веласкеса... И все время ставила перед собой задачи. Были в моем творчестве периоды “темных” работ, были “светлых”.
Манера, возможно, остается, ее угадывает потом зритель. Но все, что происходит в моем творчестве, естественно. Мне очень повезло, что я работала со знаменитыми людьми — Моисеенко, Загонеком, Фоминым, московским художником Мызниковым, известными музыкантами, писателями. Я знала Юрия Нагибина, Беллу Ахмадулину, Сергея Гейченко.
— Пишут, в юности вы по­ставили перед собой амбициозную задачу создавать произведения на века...
— Это не совсем так. У нас был потрясающий учитель Шувалов. До него я хотела стать архитектором, любила лепить, получала в детстве призы за скульптуры. И вот появился он и открыл нам такие истины... Говорил: “Что вы смотрите друг на друга, соревнуетесь? Главное, что мы живем в таком прекрасном городе. Музей — это лучший учитель. Когда вы работаете, представляйте: можете повесить свою вещь среди музейных шедевров или нет?” На меня его слова произвели потрясающее впечатление. Вот работаешь и представляешь... Нет, надо работать, не повесят, никак не тянет.
— Вы объездили чуть ли не весь свет...
— Да, мне повезло. Я видела все, потому с такой жадностью набрасываюсь на нашу Родину, наслаждаюсь ее красотой. И, знаете, чем больше ездишь, тем больше ценишь. Я была на Гавайях, в Австралии, Индии, Катманду, хорошо знаю Европу, особенно Францию, Голландию.
В Нидерландах редко кто из художников имеет возможность заниматься только своей профессией, а у меня пять лет был контракт с галереей. Многие коллекционеры меня заметили, покупали картины. И сейчас, когда устраиваю там выставки, те люди откликаются и снова приобретают для коллекции мои работы.
В России тоже есть такие собиратели. И в коллекциях этих не только мои произведения. В одной, знаю, имеются полотна Куинджи, Гончаровой, Васнецова, Коровина и мои. Хорошая компания, правда?
— Где интереснее выставляться: в нашей стране или на Западе?
— По-разному. У меня на Западе собрался большой круг любителей. И если вдруг на выставке появляются те, кто лет 15 назад приобрел у меня картины и снова покупает, это радость.
В России радость другая, потому что люди искренни —  нравится или нет, они высказываются откровенно. В нашей стране прекрасные залы и музейные работники, перед которыми я преклоняюсь: таких музейщиков за рубежом нет.

  • © Фото Анастасии ГРИГОРЬЕВОЙ