Утверждена величина прожиточного минимума на 2021 год

В одной лодке учитель, родители и ученик

Учитель первого класса школы № 5 г. Новоче­боксарска Анастасия Яковлева.В одной лодке учитель, родители и ученик семья

Учитель первого класса школы № 5 г. Новоче­боксарска Анастасия Яковлева.

Успехи в обучении детей достигаются совместными усилиями школы и семьи. Фото из архива А. ЯковлевойВ одной лодке учитель, родители и ученик семья

Успехи в обучении детей достигаются совместными усилиями школы и семьи. Фото из архива А. Яковлевой


0

Взрослые люди уверены, что школьные годы чудесные и беззаботные. Однако сами дети вряд ли с этим согласятся. По крайней мере, знакомый первоклассник, проучившись неделю, с ужасом спросил маму: “Если первый класс — это легко, то как же я буду жить дальше?” Надо сказать, что мальчик ходил в детский сад, привык вставать по утрам, умел ладить с другими детьми. А сейчас просыпается утром и первым делом спрашивает, сколько дней осталось до субботы. Возникает вопрос: как помочь ему адаптироваться? Об этом мы поговорили с учителем первого класса школы № 5 г. Новоче­боксарска Анастасией Яковлевой.

Большая перемена
У детей привыкание к школе возникает от полугода до года и не всегда проходит ровно. Это напряженный период и для родителей. Иногда им сложно понять, что происходит в душе у ребенка, который умом не обделен и вполне должен быть готов к учебе. Ведь в садике были занятия, ему все нравилось. Но тут надо знать, что в детском саду воспитанники спокойно следуют своим желаниям: хочу — играю, не хочу — воспитатели что-нибудь придумают, чтобы не капризничал. Занятия, которые проводятся в садиках, больше похожи на игру: тут малыш может разговаривать, болтать ногами, выкрикивать с места. В школе все иначе. Происходит смена деятельности с игровой на учебную: приходится запоминать новую информацию, формулировать ответ, решать задачи, переписывать упражнения. Это не всегда весело и интересно. Надо привыкать к другому типу поведения, где-то брать силу воли, чтобы делать то, что плохо получается или не очень нравится.

Быть прилежным трудно

В классе следует сидеть молча, держать спину прямо, не отвлекаться на свои мысли или ворону за окном. Все это серьезный труд, не говоря о том, что нужно не просто слушать учителя, но и успевать реагировать и выполнять какие-то действия: открыть тетрадь, записать предложение. Это не сразу получается, особенно у активных детей. Много сил уходит на контроль положения тела, попытки сконцентрироваться. Поэтому первоклассник может прийти домой и не знать, как надо выполнять домашнее задание. Он всего на секунду отвлекся, а когда вновь сконцентрировался, то объяснения закончились.
Поэтому родителям не нужно упрекать его в непонятливости. И упаси вас боже сравнивать его с кем-то: “Почему Маша смогла, а ты нет?” Когда у младшеклассника что-то не получается, ему кажется, что все умнее его и он один такой незадачливый. Убить веру в себя просто, а восстановить ее, повысить самооценку — дело не одного месяца.
Бывает, что ребенок не понимает, для чего ему учиться. Сейчас, по словам Анастасии Сергеевны, когда дети свободно пользуются гаджетами, заинтересовать его несложно. Попросить найти, как пишется название города (речки, моря), куда ездили отдыхать. Или узнать, как правильно называется любимое мороженое. Пусть разыщет рецепт печенья, которое можно будет испечь в выходной день. Включайте свою фантазию.

Алгоритм — наше все

Перед уроками маленькому школьнику надо активно подвигаться. Это мы, взрослые, устаем, когда бегаем, а они отдыхают. В это время мышцы у них работают и накачивают мозг кислородом. И только после этого усадить заниматься. Но тут мало сказать: “Делай домашнее задание”, надо дождаться, пока он достанет и разложит на столе учебник, ручку или карандаш, тетрадку. Затем найдет нужное упражнение. Далеко не все бегло читают и понимают смысл прочитанного. В таком случае вместе с ним читаем задание и разбираем, что требуется выполнить. Самое главное — подсказать последовательность действий, алгоритм.
Например, нужно решить задачу: бабушка испекла пять булочек. Миша два съел. Сколько булочек осталось? Надо вычленить все глаголы. Но первоклассник еще не знает, что такое глаголы. Поэтому сами их находим и проговариваем: испекла, съел, осталось. Только когда убеждаемся, что он понял, что нужно найти, можно приступать к записи решения. Если ребенок самостоятельный, то на этом этапе можно сказать: “Ты делай, а я пока ужин приготовлю”. Если нет, то придется посидеть рядом. Первокласснику, у которого еще нет опыта учиться, просто страшно самому писать на чистом листке тетради. Ему нужна поддержка взрослого, который все знает и умеет. Постепенно он наберется опыта, и ваше присутствие будет сведено к минимуму.

Режим не для галочки, а для здоровья

Мы уже коснулись того, что ученику нужно “держать спину”. Далеко не все взрослые могут просидеть на стуле с ровной спиной 35 минут. Поэтому упражнения для укрепления мышц спины и живота, прогулки на свежем воздухе невозможно заменить нотациями и одергиваниями: “Сиди прямо!” Если малыш после уроков бежит к репетитору английского, а затем в музыкалку, то сил на концентрацию внимания у него будет меньше, он станет чаще баловаться и отвлекаться на математике или русском. После сидения в течение трех-четырех часов ему неплохо бы в спортивную секцию, бассейн или на танцы.
Нередко мамы просят не спрашивать ребенка на уроке, мол, сидели над домашним заданием до полуночи, но так и не успели все выполнить. Конечно, родителям сложно: приходят домой в шесть-семь часов вечера, надо успеть по дому что-то сделать, ужин приготовить, и к восьми часам вечера выясняется, что уроки не готовы. Делать их в это время абсолютно бесполезно: мозг семилетки уже не усваивает информацию. Может быть, есть смысл уложить его пораньше и выполнить домашнее задание рано утром, до школы. Да, он не привык вставать рано, будет сонный, но если просидеть за учебой до 11 вечера, то на уроках он тоже будет невыспавшимся, да еще и с неусвоенным материалом. В любом случае до 13 лет дети должны спать не менее 9 часов. От качества их сна зависит внимание, поведение, память, психическое и физическое здоровье. У нервного, не высыпающегося первоклассника появятся головные боли и раздражительность, участятся простудные заболевания.

Если с другом буду я — веселей учеба

Школьные годы без дружбы представить невозможно. В дружных классах и успеваемость обычно выше, и стрессовых ситуаций меньше. Однако не все ребятишки могут легко наладить отношения в коллективе. Случается, ребенок агрессивен, грубит взрослым, ссорится с одноклассниками. Анастасия Сергеевна по первому образованию психолог, поэтому разобраться, отчего у мальчишки или девочки возникли сложности в общении, как правило, не составляет труда. Сложнее наладить контакт с родителями таких детей, которые заняты своими делами, а проблемы своего чада таковыми не считают. Чтобы вашему ребенку было в классе комфортно, заведите с его учителем деловые отношения. Исходите из того, что у вас, взрослых людей, одна цель — окончить школу, сохранив ученику здоровье.
Иногда школьник слышит, как дома пренебрежительно отзываются о педагоге, не задумываясь, что ему будет сложно внимать человеку, который для родителей не авторитет. Однако ни к чему впадать в другую крайность: ругать первоклассника за ошибки и замечания. Не стоит говорить, что классный руководитель жалуется на его плохое поведение. Ведь наверняка ему в детском саду говорили, что ябедничать нехорошо. А тут учительница оказалась ябедой. Лучше объяснить, что даже самому крутому профессору сложно вести урок, когда кто-то разговаривает или выкрикивает с места. И попросить его помочь педагогу, показав свое умение слушать.

Как курица лапой или будущий гений?

Сейчас первоклассники в большинстве школ пишут карандашом. Это помогает поддерживать чистоту в тетради: плохо написанную букву легко стереть. Но если у вас ребенок пишет сразу ручкой, дома не заставляйте его переписывать по несколько раз, если вам не нравятся его каракули.
Причин для плохого почерка много, одна из них — особенность мозговой организации, а не лень или невнимательность. Самый главный орган, отвечающий за письмо и красивый почерк, вовсе не рука, а голова. Возможно, что мозг вашего малыша еще не полностью созрел. Поэтому пусть будет вначале в тетрадке накарябано как курица лапой, но у ребенка не возникнет отвращения к учебе.
Если почерк не улучшится ко второму классу, то надо будет разбираться в причинах этого. Возможно, у него дисграфия, плохо развитая мелкая моторика рук, недостаточный уровень развития пространственного восприятия. И постоянные переписывания здесь не помогут.
Надо уточнить, что плохой почерк нередко бывает у очень талантливых людей. Главное — не паниковать и не стараться любыми способами добиться пятерок. Нам ведь надо, чтобы у новоиспеченного школяра сохранилось желание учиться не только первые дни, но и все остальные 11 лет.

Ада Русакова
  • Учитель первого класса школы № 5 г. Новоче­боксарска Анастасия Яковлева.
  • Успехи в обучении детей достигаются совместными усилиями школы и семьи. Фото из архива А. Яковлевой