Что изменится в России с 1 марта 2024 года

В гостях у самовара

В гостях у самовара Чудо-самовар Чувашский национальный музей фоторепортаж

Чаепитие “боярышни”. Фото Валерия Бакланова

В гостях у самовара Чудо-самовар Чувашский национальный музей фоторепортаж

На выставке

В гостях у самовара Чудо-самовар Чувашский национальный музей фоторепортаж

Владислав Немцев с семейной реликвией


7

В Чувашском национальном музее открылась выставка “Чудо-самовар”, подготовленная к Международному дню музеев, который отмечается ежегодно 18 мая.
Посетителям представляется отличная возможность рассмотреть и оценить уникальные образцы из богатейшей и одной из интереснейших коллекций Алатырского художественного музея, Канашского, Ибресинского, Моргаушского муниципальных музеев, а также из частных коллекций преподавателя чебоксарской школы № 62 Юрия Кузнецова и скульптора Владислава Немцева.

На музейных полках под стеклом уникальные экспонаты. Один из них самовар-кухня. Он в единственном экземпляре. Среди собратьев самый незатейливый. Если не присмотреться и увлечься красотой и блеском остальных, его и не заметишь. Оно и понятно. Самовар этот прапрадед всем остальным.

 

На Руси в таких посудинах, формой отдаленно напоминающих нынешние самовары, готовили еду. В нем, разделенном на две части, варили сразу два блюда — кашу и сбитень. Позже, когда из Китая привезли чай, изобретательные русские начали кипятить воду. Тогда и появился носик у самовара. Особенно преуспели тульские умельцы. К концу XIX века в Туле насчитывалось около 80 фабрик. Самовары везли в самые отдаленные уголки страны и даже за границу.

 

Самовар — чисто русское изобретение, и чаепитие у самовара — национальная традиция. Среди 130 экспонатов, из которых половина самовары, остальное — чайники, бульотки, железные коробки для хранения чая и конфет, наверняка, посетители найдут что-то знакомое.

 

Скульптор Владислав Нем­цев вспоминал, как в праздники вся семья собиралась вместе, на столе появлялись мед и баранки. Времена эти давно прошли, а реликвия заняла место на полке в мастер­ской художника. С него и началась большая коллекция. Владислав Дмитриевич за редкими экспонатами не гонится. Они сами его находят. Почти все подарены друзьями. Самые интересные и старые работники музея отобрали для этой выставки.

 

Удивительную коллекцию предоставил Алатырский краеведческий музей. Самовары в виде яйца, греческой вазы, банки, рюмки, репки, шара (тут даже самовар-кратер есть!) украшали когда-то купеческие гостиные, а выполненные в форме чайников, плоские прямоугольные, вмещающие не больше литра жидкости, брали в долгие поездки и на охоту.

 

На выставке в день открытия посетителей не только просвещали, но и угощали ароматным чаем. Директор компании “Унция” Снежана Лупилина заварила несколько сортов. Оказывается, для правильного чая нужна вода с температурой до 70-80 градусов. Подогреваемая в кулерах (температура кипения 90 градусов) совсем не подходит. Студентки Чебоксарского филиала Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета учили чаевничать по-китай­ски. Настоящие ценители пьют его горячим, маленькими глотками, первую чашку — чтобы оценить вкус, вторую — утолить жажду, а вот третья уже лишняя. Последняя церемония так и называется “напоить осла”.

 

Оказывается, судя по рецептам различных чаев, прилагаемых к экспонатам, рус­с­кие не менее изобретательны, чем китайцы: “Морковный”, “Клюквенный”, “Медовый”, “Рябиновый”, “Холодный шоколадный”…

 

Стены зала украсили картины Миши Григоряна, Константина Долгашева, Алексея Кокеля, Петра Сизова.

 

Думаю, не одна я, покидая выставку, думала о том, как бы достать с кухонного шкафа доставшийся по наслед­ству самовар, позвать друзей и насладиться беседой, неторопливо попивая чашку за чашкой.