Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу... или Почему ребенок стал агрессивным

-1

Крик, истерика, разбросанные вещи, поломанные игрушки... Мы, взрослые, часто думаем, что агрессивное поведение детей продиктовано стремлением получить желаемое, добиться своего. Однако это не совсем так.
Различные особенности среды, в которой находится ребенок, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных дей­ствий. Например, в помещении, где душно и имеются резкие неприятные запахи, уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветриваемой светлой комнате. Немалую роль играют и индивидуальные особенности ребенка. Более агрессивными являются дети нетерпеливые, напористые, склонные к соперничеству. А в последнее время появились исследования, подтверждающие, что сцены насилия, демонстрируемые на телеэкранах или, того хуже, в семье, также способствуют повышению агрессивности у детей.
Попустительство взрослых к гневным вспышкам ребенка ведет к формированию у него агрессивных черт характера. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы, с помощью которых он попытается добиться своего. Агрессивность может выступать и формой протеста против запретов, например, долго играть за компьютером. И летит в монитор клавиатура, рвутся книги, ломаются игрушки — малыш по-своему “отыгрывается” на безобидных предметах.
Для того чтобы устранить нежелательные проявления детской агрессии и в качестве профилактики родителям можно воспользоваться следующими советами:
³    научите ребенка нести ответственность за свои поступки и не перекладывать вину на других;
³    покажите другие, “приемлемые” способы снятия раздражения, выплескивания гнева: бой с подушками, физические силовые упражнения, рисование объекта агрессии и уничтожение рисунка;
³    помогите адекватно оценить собственные переживания и эмоциональное состояние тех, кого ребенок обижает;
³    объясните, почему нельзя самоутверждаться, унижая других людей;
³    демонстрируйте модель неагрессивного поведения;
³    будьте последовательны в наказаниях, наказывать надо за конкретные поступки, не унижая ребенка;
³    развивайте у него чувство сопереживания к людям и живой природе.
 Олеся КОВРИГИНА, психолог РГУ “Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних”.