Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу... или Почему ребенок стал агрессивным
Крик, истерика, разбросанные вещи, поломанные игрушки... Мы, взрослые, часто думаем, что агрессивное поведение детей продиктовано стремлением получить желаемое, добиться своего. Однако это не совсем так.
Различные особенности среды, в которой находится ребенок, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где душно и имеются резкие неприятные запахи, уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветриваемой светлой комнате. Немалую роль играют и индивидуальные особенности ребенка. Более агрессивными являются дети нетерпеливые, напористые, склонные к соперничеству. А в последнее время появились исследования, подтверждающие, что сцены насилия, демонстрируемые на телеэкранах или, того хуже, в семье, также способствуют повышению агрессивности у детей.
Попустительство взрослых к гневным вспышкам ребенка ведет к формированию у него агрессивных черт характера. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы, с помощью которых он попытается добиться своего. Агрессивность может выступать и формой протеста против запретов, например, долго играть за компьютером. И летит в монитор клавиатура, рвутся книги, ломаются игрушки — малыш по-своему “отыгрывается” на безобидных предметах.
Для того чтобы устранить нежелательные проявления детской агрессии и в качестве профилактики родителям можно воспользоваться следующими советами:
³ научите ребенка нести ответственность за свои поступки и не перекладывать вину на других;
³ покажите другие, “приемлемые” способы снятия раздражения, выплескивания гнева: бой с подушками, физические силовые упражнения, рисование объекта агрессии и уничтожение рисунка;
³ помогите адекватно оценить собственные переживания и эмоциональное состояние тех, кого ребенок обижает;
³ объясните, почему нельзя самоутверждаться, унижая других людей;
³ демонстрируйте модель неагрессивного поведения;
³ будьте последовательны в наказаниях, наказывать надо за конкретные поступки, не унижая ребенка;
³ развивайте у него чувство сопереживания к людям и живой природе.
Олеся КОВРИГИНА, психолог РГУ “Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати