Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Уроки немецкого под сенью дубов

Урок ведет Екатерина Владимирова. Фото из личного архива Уроки немецкого под сенью дубов  Учитель года

Урок ведет Екатерина Владимирова. Фото из личного архива


1

Екатерина Минина уже становилась героиней публикации в “Гранях” в 2011 году, когда победила сначала в городском, затем и республиканском конкурсе “Самый классный классный”. С тех пор она вышла замуж (теперь Владимирова), а в нынешнем году заняла первое место в конкурсе “Учитель года”. В апреле педагог представит наш город в данном состязании на республиканском уровне.

Она, как и прежде, ведет уроки немецкого (в основном) и английского языков в родной школе № 5. Здесь когда-то учились ее родители, потом она сама окончила пятую с золотой медалью.
“Поскольку учебное заведение имеет статус школы с углубленным изучением иностранных языков, работать здесь с точки зрения творческой реализации гораздо интереснее, чем в обычной школе, — считает Екатерина Михайловна. — Конечно, во втором классе при делении на “английскую” и “немецкую” группы сначала бывает трудно уговорить родителей записать свое чадо во вторую.
Немецкий язык раньше изучали повсеместно, теперь только в трех-четырех учебных заведениях Новочебоксарска и примерно десяти школах Чебоксар. Однако его изучение имеет свои преимущества. К примеру, посещение Германии в составе группы школяров обходится дешевле, чем, допустим, поездка в Лондон. Так, минувшей зимой “сборная” пятой школы (6, 7, 9 классы) (под руководством Е.Владимировой, которая и организовала эту поездку. — Прим. авт.) побывала в Мюнхене в канун Рождества. На 10 дней делегация погрузилась в языковую среду, воочию увидела подготовку и празднование одного из главных праздников Западной Европы”.
Кстати, в школе планируют восстановить существовавшую когда-то традицию по обмену делегаций школьников.
Но вернемся к городскому конкурсу “Учитель года”. “Он был очень интересно построен, этапы подразумевали не только работу с документами, нам следовало показать и практические умения и навыки, — рассказала Е.Владимирова. — В том числе вели открытые уроки, защищали свою методическую разработку. Жюри оценивало сайты конкурсантов.
Что было самым сложным? На открытом уроке не была уверена, поймут ли дети мой немецкий, ведь не знала, каков уровень их подготовки. Сосредоточила основные усилия на организации деятельности групп. Думаю, мне удалось заинтересовать ребят, поэтому урок получил высокую оценку. Конечно, большую помощь в подготовке к конкурсу оказали коллеги, особенно заместители директора Елена Кожанова и Людмила Корнякова”.
В чем секрет успеха педагога? Думается, в том, что на уроках Екатерины Михайловны ребята не боятся говорить на неродном для них языке. Напротив, занятия построены так, что общаться приходится в основном именно ученикам. В группе и поодиночке, в диалоге и монологе, притом что никто не опасается высказывать свое мнение.
Кстати, и в новых ФГОС, которые действуют в начальном звене, прописано, что задача учителя не вещать с высокой трибуны, а организовать деятельность самих ребят, направляя их и лишь иногда подсказывая. Конечно, это гораздо труднее, чем просто объяснить новую тему, а потом спросить заданное на дом.
Как достигается цель? Многими путями, например, создается специальная атмосфера: то урок проходит под сенью дубов в близлежащей Ельниковской роще, то парты на занятии будут выстроены не в обычном порядке, а буквой “П”. Многое учитель подсмот­рела во время двухнедельной стажировки от Гёте-института (Москва) в небольшом немецком городе Геттингене. Тогда, в 2013 году, в одном месте собрались преподаватели немецкого языка чуть ли не со всего света.
Вне зависимости от того, какие оценки выставит республиканское жюри участнице из Новочебоксарска, думаю, в выигрыше останутся ученики Екатерины Владимировой. Им повезло с учителем, который любит детей, свою школу, работу. С этим их и поздравляем!

  • Урок ведет Екатерина Владимирова. Фото из личного архива