Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Удар Тик-Током. Чем мы рискуем, оставляя своего ребенка один на один с Сетью

Как бы мы ни любили Корнея Чуковского, но кто такой Мойдодыр, зачем детям чулочки и почему утюги чугунные, “альфа” не знает.  Фото из архива “РГ” Удар Тик-Током. Чем мы рискуем, оставляя своего ребенка один на один с Сетью “Грани” — партнер “РГ”

Как бы мы ни любили Корнея Чуковского, но кто такой Мойдодыр, зачем детям чулочки и почему утюги чугунные, “альфа” не знает. Фото из архива “РГ”


0

Юный блогер в форме полицейского, купленной в магазине приколов, срывает с себя погоны, чтобы собрать лайки в TikTok. На несанкционированных митингах видят 9-12-летних детей, которые обычно предпочитают гулять по просторам сетей, а не по городским бульварам и паркам. Говорят, что поколение, рожденное с планшетом в руках, разучится читать и окажется под тотальным цифровым контролем, зато спасет Землю от экологической катастрофы и освоит несколько новых профессий. Эксперты “Российской газеты” разбирались, кого взрослые политики призывают сегодня на баррикады и не легче ли подцепить на крючок экстремизма людей, которые живут в “цифре”.


Дети цифровых аборигенов

Цифровыми называют два поколения XXI века. Это “альфы”, которые еще учатся в школе (не думайте, что по малолет­ству они мало значат: ребенок моей коллеги (5-й класс) рассказывает, что весь день класс обсуждал свое участие в митингах.) И “зумеры” или “миллениалы” — родители “альф”.

“У “цифровых аборигенов” иной, по сравнению с предше­ственниками, тип распределения внимания. Одновременно на одном экране они могут обрабатывать несколько полей информации, способны к коммуникации при помощи гипертекстов, которые опираются на всевозможные ссылки, медиаресурсы, включая эмодзи, фото, видео”, — рассказывает Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени Пушкина, где работает лаборатория по изучению когнитивных особенностей детей цифрового поколения.

Рожденные с планшетом в руках, утверждают учителя, не способны сосредотачиваться на лонгридах (прочитать “Войну и мир” целиком им не грозит), зато быстро соображают и способны одновременно делать два дела. Главные педагогические риски здесь — простота доступа к информации, ее изобилие. Это снижает требовательность к перерабатываемым текстам. Пропадает интерес к классике и снижается качество усвоения культурных ценностей.

Те, кто старше 30, еще росли в двух коммуникативных средах — это устная и письменная речь. Они писали друг другу письма, звонили по телефону, общались при встречах. Новое же поколение привыкает к передаче информации без слов и букв. Его окружают дисплеи на банкоматах, бытовой технике, телевизорах, в лифтах... “Это новый мир, новая семиотическая система, новые возможности, но и новые угрозы и ограничения. Если в традиционной коммуникации мы могли проконтролировать, что ребенок читает или смотрит, то когда мы даем ребенку в руки гаджет, он попадает в мир нерегулируемой коммуникации и из-за незнания, отсутствия жизненного опыта может стать жертвой недобросовестной рекламы, продаж и даже экстремистских и представляющих опасность для их здоровья интернет-сообществ и групп”, — утверждает Маргарита Русецкая.

Недобросовестные агитаторы за незаконные протесты тут могут быть так же успешны, как и навязчивые коммивояжеры.

Дети второго десятилетия XXI века — законченные визуалы. “Картинкой они перенасыщены, постоянно что-то смотрят в девайсе, поэтому, отправляя друг другу какое-нибудь сообщение, предпочтут видео или в крайнем случае звук”, — вступает в разговор семейный психолог Светлана Качмар.

Специфику “альфы” психологи связывают с лояльностью современного воспитания, с большим вниманием к личным особенностям ребенка. “Юное поколение совершенно дивно разбирается в своем психологическом состоянии, — отмечает психолог. — Соответственно, “альфы” лучше понимают друг друга, более бережно настроены к окружению. Они менее агрессивны, поскольку хорошо осознают, что есть какие-то другие способы коммуникации: написать или просто “заблокировать” человека. Есть Интернет, и если, скажем, одноклассник плохо тебя понимает, всегда можно найти друга по интересам, причем даже на другом конце света”.


Мама, папа и анпакинг

Свободное время “альфы” (даже пятилетние) проводят в соцсетях. По наблюдениям доктора социологических наук Ларисы Паутовой, это поколение совершенно по-новому относится к Интернету. Если их родителей развлекали просто “бродилки” и бесконечный “треп” в чатах, то “альфы” — активные пользователи “Ютьюба”. Они самостоятельно выстраивают свой контент по интересам. Видеоблогеры стали для них более близкими персонажами, нежели для предыдущих поколений Алиса, придуманная Киром Булычевым. “Альфы” создают особую коммуникационную ситуацию: ребенок смотрит на сверстников в домашней обстановке и учится у них тому, что такое хорошо, а что такое плохо, добавляет свои видео, ставит лайки.

Среди “альф” большой популярностью пользуется шестилетняя Настя из Краснодара. Дела у этой блогерши идут так хорошо, что для удобства съемок видео семья уехала в США. У девчушки миллионы подписчиков, при этом сюжет видео прост: Настя с папой проводят день вместе, катаются на аттракционах, гуляют... Какой в этом толк?

“Альфы” видят модель правильной семьи: мама, папа, маленький братик, собака, кошка... Если родители сумеют правильно фильтровать содержание, дети серьезно прибавят в развитии, — убеждена Лариса Паутова. — Ведь в эти незамысловатые сюжеты “зашиты” различные мастер-классы. Например, по лепке из пластилина или по рисованию. По изготовлению слаймов — на это сейчас настоящий бум. Для “альфы” рукастость очень важна. Они творческие индивидуалисты”.

Другая звезда — Милана из Екатеринбурга. Тематика ее блога: семья рассказывает о своей жизни и бесконечно распаковывает покупки. Редкая “альфа” не подсела на так называемый анпакинг. И редкий взрослый не считает такие видео вредными и глупыми. Но психологи, которым приходится иметь дело с детскими страхами, травмами и прочими неприятностями нашего времени, усматривают в анпакинге и психотерапевтиче­ские возможности. Во-первых, убеждена Светлана Качмар, иногда полезно и потупить. Этим занимались и предыдущие поколения, когда, к примеру, бросали карбид в лужу и завороженно смотрели, что будет дальше. “Если же говорить конкретно про анпакинг, то это возможность получить чужие эмоции с доставкой на дом: удивление, радость, раздражение. Через эти видео дети испытывают еще и единение”, — убеждена Светлана.

Именно на таких особенностях цифрового поколения по­строена и философия TikTok, который взорвался в канун провокационных акций. “Классная азиатская концепция: мы все вместе делаем “фигню” и много раз ее повторяем. История про авторские права и интеллектуальную собственность в TikTok размыта. Здесь все наоборот: я придумал что-то новое — делайте так же! — говорит Светлана. — Это место для челленджей, что позволяет почув­ствовать единение и быстрое одобрение. В TikTok за 15-секундное видео можно мгновенно получить миллион лайков. Причем какой бы контент ты ни загрузил, всегда он будет востребованным, всегда кто-то зайдет и лайкнет”.

Этой вирусностью и заразностью Сети пользуются технологи протестов для стремительного вовлечения детей в любые акции.

Жизнь “альф”, и на это с тревогой обращают внимание специалисты, оставит самый большой след в Сети: родители начинают делиться фото и другой информацией о своем малыше с его рождения. Цифровые технологии будут сопровождать его всю жизнь. Самый плохой прогноз: “альфы”, оказавшись под тотальной фиксацией, станут развивать такие качества, как предельный самоконтроль и умение обманывать. Впрочем, обычно проблемы с такими детьми возникают тогда, когда взрослые — родители или учителя — не в состоянии разделить интересы ребенка, отгораживаются собственными гаджетами.

Елена Новоселова

“Российская газета”, Федеральный выпуск № 17 (8368)


Подробнее о поколении “альфа” читайте в одном из ближайших номеров газеты.


Топ-5

Пресс-служба TikTok представила список самых популярных у россиян видео минувшего года. Вот пятерка самых любимых роликов.

1. Ролик блогера @rahimabram, где он выполняет популярные в сети челленджи вместе со своей бабушкой (более 170 миллионов просмотров и более 20 миллионов лайков).

2. Ролик блогера @deepins, где он станцевал около окна, а затем при монтаже использовал визуальные эффекты и анимацию (поставили лайк более 17 миллионов пользователей).

3. Ролик команды @cargeek.pro о детейлинге (профессиональном уходе) автомобиля.

4. Ролик блогерши с ником @dina, где она плавает в бассейне.

5. Ролик блогерши @sonyakisa8, как она сделала несколько шапочек для своей кошки из ее же шерсти.


Справка “РГ”

Те, кто родился после 2000 года, — “цифровые аборигены”. Эти люди в полтора года могут включить стиральную машинку.

40+ — это так называемые туристы в мир цифровых технологий. Учились по бумажному букварю, но с удовольствием постигают компьютерный и сетевой мир.

60+ — “насильно депортированные“. Они вынуждены были учиться получать пенсию с помощью электронной карты в банкомате.


  • Как бы мы ни любили Корнея Чуковского, но кто такой Мойдодыр, зачем детям чулочки и почему утюги чугунные, “альфа” не знает.  Фото из архива “РГ”