Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Театр обзавелся визитной карточкой

_balet.jpgТеатр обзавелся  визитной карточкой XVI Международный балетный фестиваль

_balet.jpg


0

Премьерой первого национального балета “Сарпиге” Федора Васильева открывается в Чувашском государственном театре оперы и балета XVI Международный балетный фестиваль, посвященный 45-летию балета Чувашии. В его программу помимо названного вошли еще два спектакля — “Яг-Морт” Якова Перепелицы, который представит Государственный театр оперы и балета Республики Коми, и “Шурале” Фарида Яруллина, поставленный в Татарском академическом государственном театре оперы и балета.

О том, как удалось добиться того, что чувашский зритель получит редкую возможность посмотреть на одной сцене, к тому же подряд, три национальных балета, рассказал на пресс-конференции, данной по случаю проведения с 19 по 22 апреля Международного балетного фестиваля, художественный руководитель балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета Данил Салимбаев: “История и концепция фестиваля возникли благодаря спектаклю “Сарпиге”, выигравшему грант Президента ЧР и основанному на этносе чувашского народа. Появилась идея собрать некую ретроспективу национальных спектаклей России, чего, пожалуй, еще ни­кто не делал. Долго мы вели переговоры и пытались найти похожие темы и спектакли. Не так много, скажу, в России национальных постановок. Не все смогли и согласились приехать к нам, но получилась очень красивая линия.
Открывает фестиваль “Сарпиге” — спектакль, по­ставленный сейчас, с современным хореографиче­ским и художе­ственным (декорации, костюмы) решением. На следующий день приезжает театр из Республики Коми и привозит основанный на народных легендах “Яг-Морт”, сделанный в конце ХХ века, то есть представляющий некую среднюю эпоху национальных спектаклей. И закрывает ретроспективу 21 апреля театр из Татар­стана. Он привозит достаточно хорошо известный спектакль “Шурале”. Это практически одна из первых в стране постановок на национальную тему, классика национального жанра, думаю, не только в России, но и мире. Спектакли абсолютно разные”.
Нынешняя постановка балета “Сарпиге” — третья на чувашской сцене. Первые две были осуществлены в 1970 и 1989 годах. Обратившись к этому балету, инициатор проекта художественный руководитель и главный дирижер театра Ольга Нестерова, конечно же, предвидела, что предстоит колоссальная работа по созданию новой сценической версии спектакля. Пришлось, рассказала она, заново создавать партитуру.
Найти композитора оказалось нелегкой задачей, так как театр был ограничен во времени. К тому же, памятуя о неудачном в прошлом опыте сотрудничества с композитором из США, чувашем, опасались, что будет вытравлена вся национальная основа музыки. Обратились к москвичке Анне Стрельниковой и не прогадали. “В партитуре абсолютно сохранился тот национальный колорит, который мы боялись потерять, — с удовлетворением отметила О.Нестерова. — И композитору удалось раскрыть все тембральные краски оркестра”.
С энтузиазмом и самоотдачей трудилась над спектаклем хореограф Елена Лемешевская. Чтобы донести до зрителя замысел автора, она погрузилась в мир чувашских легенд и обрядов, просмотрела записи Чувашского государственного ансамбля песни и танца в поисках неизвестных ей танцевальных движений, продумала каждую деталь.
О скрупулезном подходе к материалу спектакля говорит, например, такой факт: после того как хореограф удостоверилась в том, что злых духов чуваши изгоняли не с помощью березовых веток, а рябиновых, к заготовленным прутикам пришили ягоды рябины. “Волнуюсь, для меня этот спектакль — серьезное испытание, — делилась с журналистами Лемешевская. — Я впервые прикоснулась к такому большому объему работы, но довольна сделанным. В постановке участ­вует вся труппа, чего давно не было. Очень хочется, чтобы спектакль стал интересен не только взрослым, но и детям, которые, кстати, тоже заняты в “Сарпиге”.
С погружения в национальный материал начал и художник Валентин Федоров. Он посмотрел спектакли “Шурале” и “Яг-Морт”. Первый, по его оценке, решен в реалистической манере, второй сделан в стилистике фэнтези. “Мне же хотелось опереться на этнофутуризм, — рассказывал Федоров. — Он мог придать новый толчок, динамику спектаклю. И на параллельном существовании двух миров — реального и нереального, населенного нечистью и духами, — строится мое сцено­графическое решение. Костюмы будут балетными — легкими и пластичными”.
Настоящим подарком для публики и визитной карточ­кой театра считает “Сарпиге” О.Нестерова. Спектакль, по ее мнению, сможет достойно представлять музыкальную культуру и балетное искусство Чувашии за пределами республики. Уже 1 июня в Уфе в рамках Дней Чувашии в Башкирии театр покажет эту постановку.
А завершит Международный балетный фестиваль по традиции гала-концерт, который состоится 22 апреля. Организаторы пригласили для участия в нем представителей разных хореографических школ — Коике Саори (Япония), Романа Михалева (Бордо, Франция), Владимира Ипполитова (Женева, Швейцария), Игоря Колба (Мариинский театр), Веру Арбузову и Михаила Венщикова (Михайловский театр), Егора Мотузова (театр “Кремлевский балет”, Москва). Выйдут на сцену в этот вечер и солисты Чувашского государственного театра оперы и балета.

  • _balet.jpg

 Похожие публикации