Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Талант его добр, и фильмы его добрые

Талант его добр, и фильмы его добрые Телеперсона

Георгий Николаевич Данелия


0

В августе отмечает юбилей известный российский деятель кино Георгий Николаевич Данелия — ему исполнится 80 лет.

“Кто такой Данелия? — сказал однажды о Георгии Николаевиче замечательный актер Е.Леонов. — Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых,  это просто добрый человек: и талант его добр, и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям...”



Начало
Детство Георгия прошло в Москве, в Уланском переулке, куда семья переехала из Тбилиси в 1931 году. Здесь он учился в школе, в 1954-м окончил Московский архитектурный институт. В 1954–1955 годах работал архитектором в Институте проектирования городов (“Гипрогор”).
В 1956 году Георгий Данелия поступил на Высшие режиссер­ские курсы при киностудии “Мосфильм”. Его учителями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов... Здесь, на режиссерских курсах, он снял две короткометражные картины: курсовую “Васисуалий Лоханкин” (совместно с Ш.Аббасовым) и дипломную, в двух частях, “Тоже люди” (1959) — экранизацию отрывка из романа “Война и мир” Л.Толстого. Обе ленты (и каждая по-своему) заявили о своеобразии таланта и интересах начинающего кинемато­графиста.

“Сережа”
В 1959 году Георгий Данелия начал работать режиссером-постановщиком на “Мосфильме”. После учебных работ-экранизаций, где начинающий кинематографист проявил умение блестяще работать с первоисточником, естественным и логичным был ход к картине “Сережа” (1960) — режиссерскому дебюту Г.Данелия со­вместно с И.Таланкиным. “Несколько историй из жизни очень маленького мальчика” — повесть “Сережа” Веры Пановой, изданная в 1950 году, легла в основу фильма. С тех пор Георгий Данелия считает Панову своей “первой учительницей”.
“Сережа” принес создателям картины признание, славу, международные награды, начиная с “Хрустального глобуса” в Карловых Варах. После выхода в свет “Сережи” много говорили о взаимодействии кино с литературой, об оригинальной драматургии фильма, о новой мере реализма на экране. “Сережа” — это фильм-исследование, фильм-наблюдение, где из поэтических подробностей происходящего, настроения и интонации рассказчика встает лирический образ солнечного, доброго мира и маленького человека, который начинает в нем жить”, — писали о фильме критики.
Истинно актерские фильмы
Следующая работа Георгия Данелия — психологическая драма “Путь к причалу” — вышла на экраны страны в 1962 году. Фильм подкупает зрителя жизненной прозой, тонкими по психологической разработке бытовыми сценами, где в обычных, подчеркнуто повседневных обстоятельствах проступает проблема общечеловеческих ценностей.
В 1963 году Георгий Данелия снял лирическую комедию “Я шагаю по Москве”, которая органично вошла в историю отечественного кинематографа. “Это картина о совсем молодых людях, — сказал о фильме М.Ромм. — Вспоминаешь ее — и хочется улыбаться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами... Каждый ее кадр радует веселой изобретательностью режиссера и оператора”.
Фильм снимался весело, азартно, легко. В нем сыграли тогда еще совсем молодые, а теперь выдающиеся актеры: Н.Михалков, А.Локтев, Г.Польских, Е.Стеблов... В эпизодах снялись В.Басов и Р.Быков.
В 1969 году в прокате появляется его картина “Не горюй!” — знаковая, фирменная работа режиссера, снятая по мотивам романа Клода Тилье “Мой дядя Бенжамен”. “...Добрая, умная, сердечная и безукоризненная по вкусу картина”, — скажет о ней К.Симонов. В фильме собран прекрасный актерский ансамбль: С.Закариадзе, В.Кикабидзе, С.Чиаурели, А.Вертинская, В.Анджа­паридзе, Е.Леонов, А.Шенге­лая... “Не горюй” — один из любимых фильмов режиссера. “Если смотреть объективно, — признается он, — ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме”.
Все фильмы Георгия Данелия — это истинно “актерские фильмы”. Уже начиная с первых картин режиссер подбирал свою кинематографиче­скую “труппу”, не расставаясь с актерами, наиболее полно отвечающими его представлению о том, что такое хороший фильм. Это Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлев, Фрунзе Мкртчян. Позднее — Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Галина Волчек, Валентина Талызина, Юрий Яковлев, Стани­слав Любшин...

Его смех не бывает злым
Комедии Данелия часто включают в себя черты драмы или мелодрамы. Таковы “Афоня” (1975), “Мимино” (1977), “Осенний марафон” (1979). По мнению драматурга Р.Габриадзе, “смех у Данелия — это всегда мысль, и грусть, и поэзия; его смех — порой легкий, порой горький, но никогда не бывает злым...” В картинах Георгия Данелия соединяются счастье и горе, трагизм и смех, но они не просто смешат и печалят, не просто увлекают зрителя остроумием мысли, прекрасной игрой актеров, они заставляют задуматься о смысле бытия.
Незадолго перед премьерой “Мимино” режиссера спросили, о чем его новый фильм. Он ответил: “...Мой герой, кажется, достиг всего. Отличная работа. Москва, прекрасное положение... Но, как магнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром... О чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли?”
Вышедшая на экраны следом за “Мимино” картина “Осенний марафон” была названа критиками одной из самых смешных среди печальных комедий. Внешне веселая, полная самых забавных перипетий история.
“Главный герой интеллигентен, добр, но каким-то загадочным образом эта доброта дорого обходится не только ему одному, но и тем, кто его окружает. Это — доброта от безволия. Мир вокруг него — пестрый, переменчивый, разные люди ждут от него разного, подчас прямо противоположного, а он считает, что должен ответить тем, чего от него ждут. Тут-то и возникает трагическая ситуация. Милый и чистый человек ищет спасения в приспособленчестве...” — это слова автора знаменитой ленты.

Данелия и музыка
В своих фильмах режиссер всегда стремится найти гармоническое соответствие между всеми компонентами фильма: игрой актера, музыкой и изобразительным решением. Музыка для Данелии — важнейшее выразительное средство, она придает его фильмам как бы новое измерение, несет в себе то, что невозможно выразить с помощью слова, игры или изображения. Режиссер нередко сам предлагает музыкальные темы к своим будущим фильмам.

За верность профессии
Г.Данелия — народный артист РСФСР (1974), народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1978) и Государственной премии РФ (1997), лауреат премий “Золотой Овен” (1974) и Национальной премии “Триумф” (2002). Он обладатель беспрецедентного числа призов на различных кинофестивалях, в том числе главных на фестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Себастьяно, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шам­рузе, Map-дель-Плата, Каннах (в разделе “Перспектива кино”), а также специальных призов в Акапулько, Римини, Мадриде, Рио-де-Жанейро, Стратфорде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др.
Георгий Данелия — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук, лауреат премии “Золотой орел” в почетной номинации “За верность профессии” (2006).

Кредо Мастера
Георгий Николаевич необыкновенно работоспособен. По наблюдению его коллег, на съемочной площадке он никогда не бывает растерян, всегда знает, чего хочет, и знает, как это надо сделать. Снимая фильм, режиссер живет только его проблемами, полностью отключаясь от всего другого, внутренне проделывая работу оператора, художника, актеров, композитора. “Надо работать, даже если не получается, надо вернуться и переделать, если открылось, что именно не получилось и почему. Мне более всего дороги взволнованная тишина зала в том месте, на которое ты надеялся, или удар смеха, когда вспыхнули, грохнули все как один, — это и есть лучшая встреча со зрителем” — это кредо Мастера, его творческий почерк.
Георгий Николаевич увлекается живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов. Любимые режиссеры — Феллини (особенно фильм “8 1/2”), Юрий Герман, Никита Михалков.
 

По материалам Международного объединенного библиографического центра.