Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Сын разведчиков и отец работников кино

Сын разведчиков и отец работников кино Анатолий Мукасей

Сын разведчиков и отец работников кино


0

26 июля Анатолию Мукасею, одному из лучших операторов страны, чьими глазами мы увидели фильмы “Берегись автомобиля”, “Большая перемена”, “Чучело”, “Принцесса цирка”, несколько раз побывавшему в Чебоксарах, исполнится 75 лет.

Детство
Он родился в 1938 году в семье разведчиков-нелегалов. Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна прожили четверть века за рубежом. В Москву они приезжали редко — на неделю, максимум полторы. Единственный “долгий” визит в столицу в 1958 году длился около месяца  Но, как признается известный оператор, они с сестрой не чув­ствовали, что растут без папы и мамы, так как часто получали весточки, записки. Воспитанием детей занимались добрые и образованные “шефы”, так их называли.
Разведчики, работавшие под позывными “Зефир” и “Эльза”, дружили со многими известными людьми — в частности, с Чарли Чаплиным. А оператор Мукасей запомнил, как мальчиком играл с нетрезвым писателем и общественным деятелем Теодором Драйзером.
Любовь к изображению
Сразу после войны отец подарил сыну фотоаппарат “Любитель”. Тогда мальчик первым делом сфотографировал одноклассников и сразу побежал печатать. “Когда в темной комнате на листе белой бумаги стали проступать знакомые лица, просто обалдел от счастья. Схватил фото, выскочил на улицу, по­звал ребят. Но они не успели — снимок почернел. Я рыдал, не понимая, что же произошло. Вечером отец объяснил, что нужно было отфиксировать фото”. Тогда Анатолий понял, кем станет в будущем.
И поступил на оператор­ский факультет ВГИКа. Окончил его в 1961 году, мастер­скую кинооператора Александра Гальперина. Работал на киностудии “Центрнаучфильм”,  Ленинградской студии кинохроники и “Мосфильме”.
Лучшая в мире специальность
Анатолий Михайлович считает: лучшая профессия — кинооператор. “Зрители не догадываются, что смотрят фильм, попадая под настроение оператора, в его личностное ощущение мира. Кинематограф — искусство прежде всего изобразительное. Многим режиссерам непонятно, почему оператор ждет какую-нибудь тучу или луч солнца”.
Он добавлял, что изображение на экране — живопись, только динамичная. В работе А.Мукасей всегда придерживается одного правила — на экране все должно быть видно. “Сегодняшние технологии позволяют снимать с плеча, имитируя явь. Вместо движения в кадре получается беспомощная суматоха”.
О современности
К сожалению, как говорит Анатолий Михайлович, в нынешние времена красота картины зависит от бюджета. “Вот снимали мы со Светланой (Дружининой) кино “Виват, Анна Иоанновна!”. Денег всего ничего, с костюмами, интерьерами помогали друзья, знакомые, музейные работники, радеющие за русское кино. А современную технику арендовать не могли, шибко дорого. Мы стояли перед выбором — или суперактеров звать, или кран операторский заказать. По­этому решили выигрывать за счет киноживописи”.
Семья
С будущей супругой — актрисой и режиссером Светланой Дружининой — они по­знакомились во время учебы во ВГИКе. Света и Толя впервые увидели друг друга на волейбольной площадке. Оба были капитанами институтской команды по волейболу, их так и прозвали “два капитана”. Забегая вперед, скажем: невесткой семьи стала известная волейболист­ка Екатерина Гамова.
Тогда Светлана училась на актерском факультете. На втором курсе ее студенчества пара сыграла свадьбу, вскоре на свет появились двое детей.
Кстати, Мукасей и Дружинина не говорили друг другу о своей любви. Признаться их заставил Борис Бабочкин на госэкзамене на режиссерском факультете. Педагог дал задание объясниться в любви всему человечеству. Но Светлана вместо этого предложила публично признаться мужу в своих чувствах.
Анатолий и Светлана неразлучны и по сей день. Они воспитали сына-кинооператора Михаила, внука-киномонтажера Данилу и теперь прививают любовь к искусству внучке-школьнице Лизе.

 

  • 410096.jpg