Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих

Фото Максима ИВАНОВАСвияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Фото Максима ИВАНОВА

На левом берегу Свияги сохранились останки Киятской ГЭС,.. Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

На левом берегу Свияги сохранились останки Киятской ГЭС,..

...а на правом — Деушевской ГЭС.Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

...а на правом — Деушевской ГЭС.

Церковь Иоанна Златоуста XVIII века в деревне Ивановской.Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Церковь Иоанна Златоуста XVIII века в деревне Ивановской.

Действующая старообрядческая церковь в Соболевском.Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Действующая старообрядческая церковь в Соболевском.

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих Путешествуем по России

Свияга всё помнит. Испокон веку река притягивала казаков, старообрядцев, зодчих


0

Свияга берет начало у Шишкиной возвышенности возле поселка Кузоватово в Ульяновской области. Небольшой  источник то живо течет, то сужается до ниточки. Дальше струится Свияга тихо, спокойно, вбирая воды из родников и малых рек. 79 притоков наполняют ее, самые крупные — реки Тимерсянка, Цильна и чувашские Карла, Була, Кубня, Аря. Они питают Свиягу на всей ее протяженности, а это 375 километров. И несет река эти воды в Волгу, у Свияжска набрав силу и мощь. В этом месте ширина Свияги достигает 80 метров. 


Свидетельница истории

Свияга помнит много ярких событий, продолжает хранить немало тайн своих. Недостаточно изучены времена, когда тут обитали гунны и сувары — предки чувашей. Но для нас эта река, несмотря на то что ее нет на нынешней территории Чувашии (ближе всех к нашим границам река подходит на востоке Яльчикского района, всего в 12 километрах от него), конечно, своя. И нам она завещана не только гуннами, но и литературным памятником — книгой “Свияга впадает в Волгу”. В ней Кузьма Турхан рассказал, как чуваши воссоединились с русскими во времена Ивана Грозного. 

Путешествовать по Свияге довольно интересно, вдоль ее берегов можно передвигаться на автомобиле, а там, где не проехать, — пройти пешком.  


Река-загадка

Свияга по большей части течет параллельно Волге, но в разных направлениях: Волга на юг, она — на север. Есть даже загадка-головоломка про это: “Как сесть в одном городе в лодку, проплыть по реке в одну сторону, а потом, не меняя направления, вернуться в город по другой реке”. В Ульяновске Свияга подходит к Волге очень близко, самое маленькое расстояние между ними 1,5 километра. Единственная проблема — на этой реке в черте города запрещено купаться из-за загрязненности нефтепродуктами. Власти региона много лет пытаются решить проблему, но окончательно очистить воду не получается. 


Вброд — легко

Можно по-разному путеше­ствовать по реке. Мы отправимся из Яльчиков по грунтовым дорогам, по самому короткому пути. Летом сделать это очень просто. Да и в удовольствие такое путешествие: можно быть очень близко к природе. 12 километров по цветущим полям, и мы у татарской деревни Деушево. В этом месте Свияга неглубокая, по пояс, а в основном по колено. Мы приехали в жаркий день и сразу определили место пляжа: на берегу скопилось больше десятка машин. Над рекой разливается радостный детский смех. Одно из развлечений — ходить по воде от одного берега до другого и вдоль самой реки.


Напоминание о 50-х 

Эта местность известна путешественникам, любящим открывать новые необычные локации. На правом берегу сохранились останки Деушев­ской ГЭС, на левом — Киятской. Малые гидроэлектростанции строились в послевоенное время. Обе возвели в 1957 году. Они обеспечивали электроэнергией фермы и машинно-тракторные парки. Просуществовали сооружения недолго: Деушевская — девять лет, Киятская — семь. Строились широко, масштабно. Киятская сохранила необычную архитектуру. Некоторые путешественники приезжают специально, чтобы сделать фото на ее фоне. 


Церковь без прихожан

Дальше мы движемся вниз по течению и перебираемся на другой берег. Он круче, и отсюда открываются изумительные виды. Деревни здесь редки, а те, что есть, в основном заброшены. Одна из таких — Ивановская. Главная достопримечательность в ней — церковь Иоанна Златоуста, построенная еще в XVIII веке. Несмотря на свой солидный возраст, она сохранилась неплохо. Но прихожан в ней нет, церковь по­степенно разрушается без людского внимания. Тем не менее кто-то из немногочисленных сельчан скосил высокую траву, открыв путь к храму. Чаще люди навещают родник, который из-под земли выбрасывает чистую и холодную воду. 


На старый лад

Еще полчаса то по асфальтированной, то по грунтовой дороге — и мы в Соболевском. Это село известно тем, что там находится действующая старообрядческая церковь. Населенный пункт основан донскими казаками-староверами. Земли вдоль Свияги были дарованы им за успехи и верность царице во время пугачевского бунта. 

До этого мне ни разу не приходилось бывать в старообрядческих храмах, а тема всегда вызывала интерес. Во многих селах в непраздничный день церкви после службы сразу закрываются, и в них не попасть. Священники обслуживают сразу несколько религиозных сооружений и по­этому закрывают храмы на замок. А в этой нам повезло бы в любое время. Как оказалось, в церкви всегда есть человек. Это пожилой старообрядец. Он занимается отделкой храма и помогает приезжающему из Казани священнику в службе. 

Переступив порог, я тут же перекрестилась по-нашему, троеперстно. Старику, кажется, мое поведение не понравилось, лицо его было недобрым. Извинившись за неожиданный визит, рассказала ему про свой интерес к теме старообрядче­ства. Мужчина, видимо, давно не встречал таких любопытных и терпеливых слушателей. От него мы узнали всю историю старообрядчества в Поволжье. “Когда вы креститесь тремя пальцами, это все равно как змий в лоб жало свое пускает”, — образно выразился он о наших религиозных традициях. 

Кстати, сам храм новый, по­строен на месте старого деревянного, который воздвигли в 1903 году во имя Успения Божьей Матери. В 30-х годах прошлого века церковь разрушили, священника расстреляли. И уже в нынешнее время, с 2002-го по 2008 год, храм построили на деньги мецената Владимира Перепеченого, о чем свидетельствует табличка на стене храма.


Куда дальше?

Дальше по правому берегу Свияги мы движемся к Волге, по пути останавливаясь у разваливающихся, но все еще хранящих удивительные истории храмов. И так до самого Макарьевского монастыря в глухом лесу. Там, где Свияга целует Волгу.

Продолжение следует.


  • Фото Максима ИВАНОВА
  • На левом берегу Свияги сохранились останки Киятской ГЭС,..
  • ...а на правом — Деушевской ГЭС.
  • Церковь Иоанна Златоуста XVIII века в деревне Ивановской.
  • Действующая старообрядческая церковь в Соболевском.
  • IMG_2561sviagha.JPG
  • IMG_7804sviagha.JPG
  • ivanovskoie_2.JPG
  • ivanovskoie.JPG
  • sviiazhskiie_kholmy.JPG
  • IMG_2566sviagha.JPG