Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Светилась среди язычников, как жемчуг в грязи

Николай Бруни. Святая великая княгиня Ольга (1901 г.).Светилась среди язычников,  как жемчуг в грязи У истоков государства История древней Руси

Николай Бруни. Святая великая княгиня Ольга (1901 г.).

Княгиня Ольга сжигает древлян. Миниатюра из Радзивилловской летописи (конец XV века).Светилась среди язычников,  как жемчуг в грязи У истоков государства История древней Руси

Княгиня Ольга сжигает древлян. Миниатюра из Радзивилловской летописи (конец XV века).


0

История легендарной княгини Ольги.

 

Все началось с опроса
Из 10,5 тысяч проголосовавших в опросе “Граней” почти половина респондентов признала главной женщиной в истории России императрицу Екатерину Великую. Наряду с ней почти тысяча человек (9,1%, третье место) выделила другую главу государства — княгиню Ольгу.
Давайте попробуем разобраться, кто эта женщина на самом деле и почему столь популярна поныне.
Итак, княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969) — правительница Древнерусского государства после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича, с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси, первая русская святая. Это краткая справка.
А вот мнение древнерусского историка, который через 140 лет после смерти Ольги так выразил отношение к ней русских людей: “Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи”.
 
Варианты происхождения
Летописи не называют год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века.
Согласно “Повести временных лет” Ольга была родом из Пскова. Имена ее родителей не сохранились, по Житию они были незнатного рода, “от языка варяжска”.
Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика.
Иоакимовская летопись сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: “Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга”.
Некоторые историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение “Нового Владимирского Летописца” (“Игоря же ожени въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу”) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени.
 
Игорь и Ольга
По “Повести временных лет” Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903-м, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как согласно Ипатьевскому списку той же “Повести” их сын Святослав родился только в 942 году.
Есть легенда, изложенная в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка. Игорь тотчас же “разгореся желанием” и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: “Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание”.
О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой.
 
Месть древлянам
Согласно летописи в 945 году князь Игорь погиб от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945-м стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать ее замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности весь народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа. Таковых “мщений” было четыре.
Первая месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьей.
Вторая месть Ольги древлянам описана в Радзивилловской летописи. Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посоль­ство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Третья месть: княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах убитых.
И четвертая месть: в 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киев­ская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги.
 
Правление Русью
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
В 947 году Ольга отправилась в новгородские и псков­ские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему “погостов” — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Княгиня Ольга также положила начало каменному градостроительству на Руси: при ней были построены первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги.
Ольга установила размеры “полюдья” — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — “оброки” и “уставы”. Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы.
 
Крещение Ольги
Следующим деянием Ольги, отмеченным в “Повести временных лет”, — ее крещение в 955 году в Константинополе. Согласно документу Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): “И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I”.
Житие украшает обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись ее разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили ее царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крестной дочерью царю. Тогда тот богато одарил ее и отпустил домой.
По возвращении в Киев Ольга пробовала приобщить Святослава к христианству, однако “он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем”. Более того, Святослав гневался на мать за ее уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
 
Смерть и канонизация
Ольга была похоронена в 969 году по христианскому обряду. Ее внук князь Владимир I Святославич Креститель в 1007 году перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве.
По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Ее “светящееся яко солнце” тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина. Многие находили там исцеление.
Скорее всего, в княжение Владимира (970-988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века.
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Кроме Ольги, такой чести удостоились только пять святых женщин в христианской истории: Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Ольга почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

  • Николай Бруни. Святая великая княгиня Ольга (1901 г.).
  • Княгиня Ольга сжигает древлян. Миниатюра из Радзивилловской летописи (конец XV века).