Авторское обучение О.Г. Лапиной повышение бухгалтерской компетентности в рамках подготовки годового отчета-2019

Свет и светскость. Православные классы в Новочебоксарске: зачем, для кого и как

Видео 1
Свет и светскость. Православные классы в Новочебоксарске: зачем, для кого и как Православные классы в школах

Свет и светскость. Православные классы в Новочебоксарске: зачем, для кого и как


1

Создание православных классов в учебных заведениях — вопрос, стоящий на повестке дня не первый год. В Чувашии есть такой опыт, но он пока единичный. Почему не получается развивать это направление в республике и какие шаги нужно предпринять, чтобы родители без боязни отдавали детей в такие классы, обсудили на круглом столе в редакции “Граней”.

Нет детей — нет классов
Модератор — генеральный директор — главный редактор “Граней” Наталия Колыванова в начале встречи заявила об актуальности вопроса. Участники дискуссии единогласно поддержали ее, а отец Виктор сообщил, что еще три года назад выходил с предложением о введении православных классов. Но в городе не получил должной поддержки с мотивировкой: недостаточно учеников, желающих получать образование в таком формате.
Это неудивительно. По вопросу о духовном воспитании в школах копья ломаются давно. Часть общественности ратует за появление такой формы обучения, другие же резко критикуют. Их аргумент — светский характер образования в стране. “Не делайте детей изгоями”, — такое часто можно услышать от родителей — противников православных классов”, — сказала Наталия Колыванова.

Или все-таки есть?
У Анастасии Максименко четверо детей. Старший — пятиклассник. На его примере она пришла к выводу о необходимости воспитания ребенка в православной среде. “Пока ребенок в начальной школе, его легче воспитывать на собственном примере, но он взрослеет, и на первый план выходит взаимодействие с социумом”, — поделилась Анастасия.
По ее словам, домашнее тепло и набожность, еженедельное посещение воскресной школы при храме с определенного возраста недостаточны для формирования духовно здорового человека. “В воскресенье добродетель тронула сердце ребенка, а в оставшиеся шесть дней он впитывает ценности потребления, эгоцентризма. Теряется вера в добро”, — с грустью признала многодетная мать.
В современном мире необходимы духовные ориентиры для принятия сложных решений, потому выход — создание православных классов, подытожила Анастасия.
За плечами учителя начальных классов Ирины Сергеевой многолетний опыт преподавания в православной гимназии Забайкалья. Сегодня она понимает, что не может строить программу на принципах, отличающихся от духовно-нравственного воспитания. “Православная основа проникает во все предметы. Невозможно говорить о молитвах, устройстве храма в рамках ОПК и тут же переходить на свет­ский язык, обучая другим предметам”, — сказала Ирина Сергеева.
По ее словам, восприятие ребенком тем вне православной культуры неверно. Происходит диссонанс. Доброта, порядочность, религиозность, а за ними отрицание Бога в эволюции, атеистическое представление о мире не сочетаются.
Вместе с тем потребность в православных классах растет, утверждает педагог. “13 лет назад забайкальская гимназия была небольшой, а сейчас это один из мощных центров православия, родители с удовольствием отдают детей туда. Есть даже конкурс при поступлении”, — констатировала Ирина Сергеева.
Сегодня педагог выступает за создание православного класса в родной 10-й школе. Программа такого класса будет отличаться от обычной: больше уроков ОПК, изучение церковнославянского языка, православных песнопений (при наличии специалистов). И изменение подхода к классиче­ским школьным предметам.

Преимущества православных классов
Православный класс воспитывает дружелюбных детей, поделился опытом, полученным в 29-й школе Чебоксар (там уже действует такой класс), настоятель Собора святого равноапостольного князя Владимира протоиерей отец Виктор. “Обычный класс делится на группировки, он не объединен идеей в отличие от православного. В последнем дети делятся радостями и печалями, сплачиваются в молитве и взаимопомощи”, — рассказал протоиерей.
Он считает, что членов общества само общество и портит, и за преступление оно же несет ответственность. “У физиков есть эталоны: метр, килограмм. А что положить в основе измерения добра? Когда это религиозная догма, тут все понятно. Когда нет четкой пирамиды, ее выстраивает сам человек. Как правило, это ложные кумиры”, — поразмышлял отец Виктор.
“Фундамент закладывается с раннего детства, и хорошо, если ребенок попадет в хороший коллектив. А если нет?” — задался вопросом протоиерей. Поэтому выход — создание православных классов, где изначально заложена концепция добропорядочности.

Технические детали
Директору Центра мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения Новочебоксарска Альбине Эндюськиной вопрос представляется важным и щепетильным.
Она рассказала, что в начале этого года руководители образовательных учреждений города выезжали в Москву на Рождественские чтения, по­священные 25-летию реализации программы “Социокультурные истоки”. “Там я поняла, насколько актуальна тема православного обучения, ведь на мероприятии присутствовали высокопоставленные официальные лица, которые своим визитом показали важность проблемы”, — вспомнила Альбина Эндюськина.
По ее словам, в Чувашии пошла вторая волна развития упомянутой программы, подключаются все новые учебные заведения. Это признак интереса к познанию духовности.
“Конечно, до сих пор не хватает материальной базы, широты охвата, кадров, но главное не это. Важно, чтобы у педагога внутри была искра, стремление учить добру, а методички приложатся”, — сказала директор Центра. С другой стороны, как уместить предлагаемые инициативы в образовательный стандарт — вопрос открытый.
Техническую сторону вопроса затронула и начальник психолого-педагогического отдела сопровождения образования того же Центра Светлана Родионова. Но тут же оговорилась, что прошлогодняя волна детских суицидов заставила ее прийти к мысли о необходимости именно духовного воспитания в школах.
“Не хватает ни педагогиче­ского, ни психологического образования, чтобы остановить тот ужас, с которым сталкиваешься ежедневно: детская наркомания, алкоголизм, увлечение нездоровыми идеями”, — посетовала Светлана Родионова.

“Отдам дочь в православный класс”
Два тезиса выдвинул депутат городского Собрания Иван Копейкин. Первый — лучше раньше, чем позже, народ должен прийти к православию. Второй — лучшее, что мы можем дать детям, — религиозное образование.
“Я обеими руками за православные классы. Это прекрасная помощь в воспитании. Создание такого класса в Новочебоксарске — проявление того, что идет духовное развитие общества, идея познания православия крепнет в народе. Я с удовольствием отдам свою дочь, которая на следующий год пойдет в школу, именно в православный класс”, — сказал депутат.
Он предложил Ирине Сергеевой провести открытый урок по духовной тематике для родителей, педагогов и СМИ. Иван Копейкин считает, что сейчас нужен информационный толчок — люди должны увидеть красоту и мощь, нравственность и дружелюбие православного мира.
Председатель городского отделения Союза женщин Наталия Добрянская под­держала депутата и добавила, что со стороны матерей инициатива получит огромную благодарность. Создание православных классов — большое подспорье домашнему воспитанию, повторила она тезис Ивана Копейкина.
“Создавать такие классы нужно не в одной школе, а хотя бы в каждом районе”, — предложила Наталия Добрянская.

Время действовать
“Этот круглый стол только начало разговора, — взяла слово Наталия Колыванова. — Во-первых, открытый урок дей­ствительно нужен. Во-вторых, настало время более активного обсуждения вопроса в информационном пространстве”.
“Да, пора уже решать, нужны ли нам православные классы, — согласился со срочностью дела отец Виктор. — Например, в соседнем Татарстане этот вопрос уже не стоит на повестке. В каждом селе есть мусульман­ские классы, и это не вызывает никакого отторжения в мест­ном сообществе”.
“Но нужно все сделать грамотно, по закону, — подытожила Альбина Эндюськина. — Изучить программы, сверить их со стандартами, провести открытые уроки, собрать методобъединения учителей начальных классов”.
И, конечно, осветить эти действия в СМИ, согласились участ­ники дискуссии.
Несмотря на небольшие расхождения в методах внедрения православных классов в школы, круглый стол показал, что у представителей различных организаций взгляд направлен в одну сторону. И в этом нет ничего странного. Нас всех волнует судьба детей, то, по какому пути они пойдут. Если православные классы дадут им лучшее будущее, почему бы и нет?

  • 2017-10-18-04.jpg
Фотогалерея Круглый стол “Православные классы в светских школах”